Клиенты банка «ФК Открытие» начали жаловаться на сбор биометрических данных в обязательном порядке. Так, один из клиентов пожаловался на портале «Банки.ру», что в банке невозможно открыть дебетовую карту без фотографирования, а другой клиент не смог открыть по этой же причине вклад. Похожая ситуация существует и в Почта-банке, только с тем различием, что клиент, отказавшийся сдать биометрию, может рассчитывать на лимитированный набор услуг. Первой на сообщения клиентов обратила внимание газета «Коммерсантъ».
«Открытие» действительно в обязательном порядке фотографирует вкладчиков, подтвердил «Коммерсанту» официальный представитель банка. Он отметил, что согласно закону 115-ФЗ (закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»), банки обязаны идентифицировать клиентов. При этом выбор необходимых для этого сведений и документов кредитные организации в праве выбирать сами. Также «наличие базы фотоснимков позволяет снизить риски мошеннических операций», пояснил собеседник газеты.
В Почта-банке «Коммерсанту» также подтвердили сбор биометрических данных и отметили, что это делается сугубо для защиты клиентов от мошеннических действий. «Всем клиентам мы поясняем, с какой целью мы их фотографируем и как будет использоваться фото», — заявили в банке. При этом в Почта-банке считают, что действуют в соответствии с Гражданским кодексом, согласно которому при заключении договора клиенту открывается счет на условиях, согласованных сторонами. В данном случае договором предусмотрена процедура аутентификации клиента по фотографии.
Добровольное принуждение: зачем банкам биометрия
Законодательство не обязывает клиентов банков сдавать биометрические данные, подтвердили «Коммерсанту» в Росфинмониторинге. Закон 115-ФЗ требует от банков размещения сведений о клиенте в единой системе идентификации и аутентификации и единой информационной системе персональных данных, но лишь с согласия клиента, пояснили «Коммерсанту» в ЦБ. При этом регулятор не ответил на вопрос о том, правомерен ли отказ в обслуживании клиента, не сдавшего биометрию.