«Греф всегда не удовлетворен статусом-кво»: Лев Хасис о Сбербанке и принципах успешных инвестиций
Первый зампред правления Сбербанка Лев Хасис на конференции Startup Village — 2019 поговорил с редакционным директором Forbes Николаем Усковым о работе с Германом Грефом, личных инвестициях в стартапы и перспективах ухода на госслужбу. Мы собрали самые интересные заявления топ-менеджера
О новом имидже Сбербанка
«Одной из важнейших для нас задач было попытаться изменить наш имидж и показать нашим клиентам, что мы не только лучший банк для пожилого поколения, но мы и лучший банк для молодого поколения. Какое-то время назад это было более тяжело. Но сейчас новое поколение, которое становится банковскими клиентами, — оно уже в таком возрасте, когда не помнит того Сбера, который был. И они видят, что есть прикольное, великолепное мобильное приложение, есть яркий руководитель, есть качественный надежный сервис. И сегодня мы стали очень привлекательным банком в том числе для молодежи».
О конкуренции с другими банками
«Когда я увидел рекламу «Банк класса А», то подумал: если про Mercedes вспомнить, то мы, наверное, банк класса S, и дальше пусть люди выбирают, на чем ехать. Это нормальная история. По большому счету я считаю, что очень хорошо, что эти банки есть. Такие банки, как «Тинькофф», «Альфа»... Они пытаются предлагать какие-то интересные сервисы, и, если бы не они, мы бы, наверное, заплыли жиром и обленились бы. А так нам приходится все время пытаться быть лучше, чем они».
«Если такими образами животных говорить, то мне больше нравятся дельфины. Они умные, быстро перемещаются, хорошо организованы, дружелюбные. Учить их танцевать легче, чем слонов».
О биометрических сервисах
«Помните «Трое из Простоквашино»? Когда кот говорит: «Какие документы? Лапы, усы и хвост — вот мои документы». Поэтому мы думаем, что биометрические технологии позволят людям получать какие-то сервисы, производить оплату, если это будет необходимо, без того, чтобы использовать какой-то девайс. А как там, что это будет в будущем, так это будет выглядеть (показывает смартфон) или по-другому, я не знаю. Но когда у тебя есть возможность использовать технологии биометрии, они гораздо более надежны, чем какой-то человек, который будет сравнивать твою физиономию с паспортом и принимать решение: «да, похож» или «нет, не похож».
О кадрах
«Я думаю, что талантливые люди идут в Сбербанк. У нас вот последнее время такая идет целая череда людей из разных компаний. И в том числе из высокотехнологических. Никогда раньше не было, чтобы был такой поток специалистов из, извините, называть названия компаний не буду, но из ведущих российских топовых хайтек-компаний, IT-компаний и так далее. И сейчас они идут к нам, потому что увидели, как мы меняемся. Им у нас просто реально интересно работать».
О работе в Сбербанке
«Рабочий день не имеет никаких границ. Выходные бывают иногда, иногда не бывают — это правда. Но никто никого не заставляет. И в этом смысле нас марксисты учили, что свобода есть осознанная необходимость. Если ты работаешь над каким-то проектом, над чем-то, и тебе интересно, то ты работаешь. Это факт».
О Германе Грефе
«Вы знаете, у него есть одна абсолютно его вот собственная черта. Он всегда фундаментально не удовлетворен текущим статусом-кво. Что-то сделано – окей. Молодцы. Что дальше? Какая следующая? Если он что-то делает, то его не устраивает «и так сойдет». То есть все, что мы строим: будь то в цифровом мире или в физическом мире, должно быть обязательно вот на уровне лучших мировых стандартов. Поэтому наше мобильное приложение — одно из лучших в мире. Наш, не знаю, корпоративный университет. Наши какие-то другие объекты, которые мы создаем. Они должны быть обязательно на не просто среднем каком-то уровне, а на уровне лучших мировых стандартов. И с этим вообще невозможно спорить, если вопрос связан там с бюджетом, и кто-то говорит пусть будет подешевле, но не так хорошо, то у него всегда есть одно простое правило — о том, что это было дешево, никто не вспомнит, а о том, что это не настолько хорошо, все будут помнить всегда. Поэтому работать с ним, на мой взгляд, достаточно интересно».
О личных инвестициях
«Во-первых, у меня нет физической возможности проинвестировать во все стартапы, которые мне предлагают свои идеи. Это всегда очень сильно ограниченное количество. Во-вторых, поскольку Сбербанк — гигант на российском рынке, и что бы ты ни делал, ты почти наверняка вступишь в конкуренцию, то я в основном если и инвестирую, то в какие-то компании за пределами России, чтобы не было конфликта интересов. Ну и третье — увлечь идеей очень просто. Должна быть идея такая, которая имеет потенциал стать следующим, не знаю, Amazon, Apple, SpaceX и так далее».
«[Инвестиции] — это всегда мое личное решение. Членом инвесткомитета с правом вето выступает жена. То есть она никогда не говорит, куда [инвестировать]. Но она может сказать, знаете, женское чутье: «Чувствую, что это не надо, и не стоит это делать».
О возможности ухода на госслужбу
«У нас, насколько я знаю, государство не имеет возможности платить такие зарплаты, как те, к которым я привык. Поэтому вряд ли мы договоримся».
VK.Widgets.Post("vk_post_-11982368_310454", -11982368, 310454, 'YpUhDMm4pdJNO_JWiIYx3Egb2A');
}());