Как рейтинг банков Forbes меняется вместе с банковским сектором России
Тринадцать лет назад Forbes впервые опубликовал список 100 крупнейших российских банков, разбитых на группы надежности в соответствии с рейтингами международных агентств. В 2019-м смотреть на «групповой портрет» 2006 года забавно и немного грустно — по разным причинам (отзыв лицензии, поглощение, покупка и переименование) на рынке осталось меньше половины из тех банков. А какие были имена: Банк Москвы, ПСБ (СПб), МДМ Банк, Пробизнесбанк, Мастер-банк! В 2006-м рынок бурно рос, иностранные инвесторы выстраивались в очередь, чтобы вскочить на подножку трамвая, несущегося в светлое розничное будущее, а стоили российские банки в среднем четыре капитала (мультипликатор P/BV). В статье к первому списку 100 крупнейших российских банков я писал, что они сильно переоценены и так дорого (в относительном выражении) уже не будут стоить никогда. Желающих продать растущий банковский бизнес 13 лет назад было немного. А зря, цены на самом деле достигали исторического максимума. Глобальный кризис 2008 года обесценил банковский бизнес во всем мире, а присоединение Крыма в 2014 году и последовавшие за ним международные санкции дополнительно обесценили российские банки.
В 2019-м безоговорочный и вечный лидер российской банковской системы Сбербанк торгуется чуть выше одного капитала, а средний коэффициент P/BV для публичных банков равен 0,7. Исключение одно — Тинькофф Банк, за него инвесторы готовы платить четыре капитала. Почему? Да потому, что Тинькофф — это не совсем банк и стремится как можно быстрее стать совсем не банком.
Это и есть главная метаморфоза — банки перестают быть банками в классическом смысле и хотят превратиться в технологические компании. Помимо Тинькофф Банка на этом пути уже продвинулись Сбербанк, Альфа-банк, ВТБ. Стремительное развитие гаджетов и мобильных приложений позволяет банкам собирать о клиентах большие данные (то, что принято называть Big Data) — банк видит транзакции и знает о вас все: где вы едите и одеваетесь, как развлекаетесь и перемещаетесь по городу. Это знание позволяет банку продвигать новые продукты и услуги, ориентированные на конкретного человека. Индивидуальный подход удобен и потребителю: у каждого из нас есть ограниченная сумма денег, и быстро потратить ее с учетом личных предпочтений — еда, здоровье, жилье, развлечения, туризм — легче, чем после предварительного самостоятельного маркетингового исследования продуктов и услуг.
Совсем скоро, я уверен, Forbes будет составлять рейтинги экосистем, и различия между банковскими платформами, маркетплейсами, автомобильными и прочими потребительскими сервисами станут условными — все будут заниматься всем, и только люди с большим жизненным опытом вспомнят, что «Яндекс» когда-то был поисковиком, Wildberries — онлайн-магазином, а «Тинькофф» — банком.