К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

РБК создает рейтинговое агентство с выходцем из АКРА во главе

Фото Стояна Васева / ТАСС
Фото Стояна Васева / ТАСС
Медиахолдинг РБК, 65% которого принадлежит структуре Григория Березкина ЕСН, инвестировал в создание рейтингового агентства. Возглавит его выходец из АКРА Кирилл Лукашук, в свое время присвоивший низкий рейтинг банку «ФК Открытие» перед его санацией

РБК создает рейтинговое агентство «Национальные кредитные рейтинги», во главе которого будет стоять выходец из АКРА Кирилл Лукашук, сообщил медиахолдинг 25 января. Сейчас первоочередная цель — выстроить операционный процесс и подать документы в ЦБ на аккредитацию агентства, рассказал Forbes Лукашук. «Параллельно будет создаваться методологическая база. РБК — единственный инвестор проекта, точный объем инвестиций не раскрывается, но речь идет о сотнях миллионов рублей. Это бизнес с детально проработанной стратегией и финансовой моделью, собственник рассматривает агентство как зарабатывающую бизнес-единицу. Строгие принципы корпоративного управления на всех уровнях обеспечат полную независимость рейтинговой деятельности», — отметил он.

Для рейтингового агентства самый главный актив — это трек-рекорд, долгосрочная история рейтингов, которая помогает инвесторам убеждаться, что высокие рейтинги действительно соответствуют высокой кредитоспособности, а низкие — отражают реальное состоянии контрагента, говорит глава УК «Арикапитал» Алексей Третьяков. «То, что АКРА присваивала консервативные рейтинги не самым надежным эмитентам и это вызывало диссонанс, а в последнее время агентство начали покидать ключевые сотрудники, уменьшило доверие к российской рейтинговой системе. Для инвесторов это тревожный сигнал», — считает Третьяков.

По его словам, для формирования трек-рекорда агентству требуется порядка 10-15 лет, а адекватность оценок, как правило, становится понятна в периоды кризисов, когда ненадежные эмитенты объявляют дефолт. Из российских агентств ни у кого не было такого трек-рекорда, но на период работы АКРА и «Эксперт РА» пришелся банковский кризис, и формирование необходимого трек-рекорда было заложено, отмечает финансист.

 

«Новое рейтинговое агентство оказывается между двух огней — клиенты хотят максимальные рейтинги, но для репутации необходимо действовать консервативно. Поэтому такой бизнес достаточно долго окупается. Что касается требований инвесторов к наличию рейтинга, то эта категория обычно голосует ногами, если не находит у компании необходимых оценок. Если оценки нового агентства станут такими, то эмитенты сами пойдут рейтинговаться», — объясняет Третьяков.

Основную ценность рейтинговой отрасли создает объективность оценки риска дефолта эмитентов, напоминает старший аналитик по финансовым рынкам Райффайзенбанка Денис Порывай. При создании национальной рейтинговой системы российские финансовые власти стремились уйти от предвзятости международный рейтинговых агентств, вызванной политической ситуацией.

 

«При этом раньше, когда в России в основном использовались рейтинги международных агентств, компании не могли надавить на решение рейтингового комитета международного агентства, которое работает на свою репутацию. Условно говоря, нельзя было посмотреть в зеркало, а потом его разбить. В последние три года было не мало случаев, когда национальный рейтинг вызывал недовольство компаний, которое перетекало в публичную плоскость, была критика работы АКРА», — говорит эксперт.

По его мнению, такое развитие ситуации может привести к тому, что рейтинг станет подобен товару в магазине. Менеджмент компаний будет перекладывать ответственность за свои действия на кого-то другого — на агентство, которое выставило завышенный рейтинг или не раскрыло все риски в пресс-релизе. «Что касается нового агентства — возникает вопрос, почему те проблемы, которые были в АКРА, не реализуются в структуре, созданной новой командой», — резюмирует Порывай.

17 января стало известно о том, что глава АКРА Екатерина Трофимова покинула свой пост. Ключевые сотрудники начали уходить из агентства еще в августе-сентябре прошлого года — компанию покинули Кирилл Лукашук, под руководством которого был выпущен рейтинг банка «ФК Открытие» незадолго до его санации, старший директор, руководитель группы суверенных и региональных рейтингов Андрей Пискунов, директор группы банковских рейтингов Александр Проклов и другие.

 

Агентство АКРА появилось в 2015 году в результате реформы рейтинговой отрасли в России. В рамках реформы рейтинги по национальной шкале в России с 2015 года могут выдавать только агентства, аккредитованные в ЦБ и работающие в России как самостоятельные юрлица. В этот круг не вошли «дочки» международных агентств — Fitch, S&P и Moody's. Аккредитацию получили два агентства — АКРА и «Эксперт РА». Особенность АКРА заключается в том, что в состав акционеров при основании входило 27 юрлиц — финансовых и промышленных компаний с равными долями. Таким образом, предполагалось, что акционеры не смогут оказывать давления на рейтинговые решения.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+