Текущая ситуация в мире указывает на усиление рисков замедления глобальной экономики, однако вероятность рецессии в этом году остается довольно низкой. При этом результаты торговых переговоров США и Китая, а также реализация Пекином мер поддержки деловой активности в стране выступят ключевыми факторами для дальнейшей динамики как китайской, так и мировой экономики.
Рынки на подъеме
Мировые фондовые рынки, показавшие в декабре 2018 года худшую для этого месяца динамику со времен Великой депрессии, в 2019 году начали активное восстановление после позитивных сигналов от ФРС США. Ключевые чиновники американского Центробанка заявили о том, что регулятор выступает за менее активное, чем ожидалось ранее, ужесточение кредитно-денежной политики на фоне умеренного инфляционного давления в экономике.
Федрезерв уверяет, что у него нет жесткой программы повышения процентных ставок и что он готов быть гибким и оперативно реагировать на экономическую конъюнктуру для поддержания роста ВВП. Кроме того, чиновники ФРС заявили, что решение о дальнейшем сокращении активов на балансе регулятора, состояние которого вызывает беспокойство у инвесторов, не будет автоматическим.
Регулятор в этой связи будет руководствоваться собственными целями поддержания максимального уровня занятости и ценовой стабильности. Тем не менее рынкам еще предстоит убедиться в том, что Федрезерв будет придерживаться более мягкой политики и не вернется к жесткой риторике в случае значительного роста рынков.
Стратеги Julius Baer воспользовались заметным ростом рынков с минимумов, отмеченных 24 декабря 2018 года, и вышли из ряда активов, входящих в индекс NASDAQ 100. Полученные средства пока держатся в наличных и будут реинвестированы при благоприятных условиях на рынке.
Глобальные риски
Сейчас в глобальной экономике доминирует несколько значительных факторов неопределенности, которые негативно влияют на настроения инвесторов и деловую активность. Помимо политики ключевых регуляторов они связаны с самой длительной в современной истории США приостановкой работы правительства. Перспективы прекращения «закрытия» правительства остаются туманными, и чем дольше оно продлится, тем сильнее будут негативные последствия для роста американской экономики.
Кроме того, слабо предсказуемыми остаются дальнейшие действия ФРС США. Несмотря на то что американский центробанк заявил о готовности замедлить процесс повышения ставок, он вполне может вернуться к ужесточению монетарной политики на фоне роста фондовых рынков. Возможно, это станет серьезной ошибкой и негативно отразится на динамике многих активов.
Перспективы внешнеторговых отношений США и Китая также вызывают много вопросов. Обе стороны выразили оптимизм по поводу достижения соглашения о пошлинах, однако конкретных решений пока озвучено не было. Урегулирование ситуации будет иметь сильный позитивный эффект на настроения инвесторов.
Наконец, самый заметный фактор неопределенности связан с продолжающейся в Европе эпопеей по поводу выхода Великобритании из состава ЕС. Британский премьер-министр Тереза Мэй не смогла заручиться поддержкой парламента по согласованному с Евросоюзом плану Brexit даже после переноса сроков голосования по нему с середины декабря на середину января.
По нашим оценкам, вероятность реализации «жесткого» сценария Brexit сохраняется, хоть она и невелика. Большинство в британском парламенте, а также официальный Брюссель выступают против нерегулируемого «развода» сторон, так что наиболее логичным шагом был бы перенос официальной даты Brexit. При этом возрастает вероятность «мягкого» выхода или отказа от него после проведения повторного референдума. В текущей ситуации выраженные в фунтах стерлингов активы будут демонстрировать повышенную волатильность, так что их доля в портфеле Julius Baer остается низкой.
Замедление роста
Прогнозы по росту мировой экономики ухудшаются вслед за снижением основных опережающих индикаторов. Разница в темпах роста между различными станами остается значительной, а самая слабая динамика фиксируется в развивающихся экономиках с наибольшими структурными проблемами. При этом в США показатели держатся на высоком уровне: несмотря на все возрастающие риски, американская экономика продолжает развиваться темпами, которые в ближайшей перспективе будут опережать показатели других промышленно развитых стран.
В еврозоне, где рост ВВП обгонял все оценки в течение нескольких кварталов, опережающие индикаторы указывают на вероятность замедления динамики до фундаментально оправданного уровня. На этом фоне все чаще звучат призывы к реализации фискальных мер поддержки экономики. Европейский центральный банк (ЕЦБ) может отреагировать на риски ухудшения динамики ВВП региона и отложить первое повышение процентных ставок. Однако регулятор вряд ли откажется от ужесточения кредитно-денежной политики.
Последняя статистика по китайской экономике оказалась хуже ожиданий, а деловая активность в обрабатывающей промышленности КНР продолжает ухудшаться. Очевидно, что торговые споры с США сказываются, хоть пока и не слишком заметно, на настроениях предпринимателей. Эффект перетягивания будущего спроса в настоящее теряет свою силу, и объем заказов как с внешнего, так и с внутреннего рынков сокращается.
В непроизводственном секторе Китая настроения, напротив, остаются довольно оптимистичными. Последние меры поддержки со стороны властей страны, как представляется, начинают оказывать позитивное влияние на деловую активность в этом секторе. Однако ухудшение динамики ВВП выглядит более сильным, чем ожидалось ранее, поэтому Пекину пришлось реализовать дополнительные стимулирующие меры.
Народный банк Китая уже снизил норму обязательных резервов на 1%, тогда как правительство анонсировало план развития инфраструктуры высокоскоростных железных дорог и налоговую реформу для активизации частного потребления. В будущем можно ожидать дополнительных мер стимулирования, так что мы сохраняем стратегический взгляд на китайский рынок акций при определенной диверсификации портфеля. Все еще высокие темпы роста национальной экономики должны поддержать котировки бумаг китайских компаний.