На нефтяном рынке продолжается крушение. Непрерывное падение цен длится уже полтора месяца, формируя «медвежью» тенденцию. От максимумов начала октября сорт нефти Brent потерял в стоимости около 24%, опустившись ниже уровней начала года, а американский сорт WTI — чуть более 27%. На прошлой неделе состоялось самое масштабное дневное падение в этом году: цены провалились на 7%.
Ускорение распродаж в октябре произошло на фоне послаблений в санкционном режиме для основных импортеров иранской нефти — Китая, Индии, Южной Кореи, Турции, Италии, Японии, Греции и Тайваня. В результате вступившие в силу ограничения фактически не затрагивают около 85% экспорта из исламской республики. В этой связи настроения инвесторов изменились, и рынок начал переоценивать справедливые ценовые уровни.
Еще одна причина состоит в том, что участники рынка больше не ожидают дефицита. На иранскую долю рынка претендуют американские экспортеры, расширяя поставки на Восток. Нефтяники других стран также наращивают объемы, и страны ОПЕК+ уже заявляли о готовности балансировать рынок и не допустить дефицита. Выпадающие объемы по договоренности могут быть частично замещены, например Россией или Саудовской Аравией.
США с начала года увеличили добычу с 9,5 млн до 11,6 млн баррелей в сутки. Буровая активность в стране растет, о чем свидетельствует ежемесячный отчет Минэнерго США (EIA), а также еженедельные данные от Baker Hughes. В декабре ведомство ожидает увеличение эффективности работы на сланцевых месторождениях. В итоге, по прогнозу EIA, в среднесрочной перспективе ожидается устойчивое превышение объемов мировой добычи над совокупным спросом. Во втором квартале 2019 года переизбыток нефти может оказаться более 1 млн баррелей в сутки.
Между тем ОПЕК снизил прогноз роста глобального спроса на нефть в 2019 году. Картель также допустил переизбыток предложения на рынке нефти в связи с пересмотром в сторону увеличения прогноза роста добычи сырья в странах вне ОПЕК. К слову, эти факторы и спровоцировали недавние распродажи.
За и против
Столь драматичная динамика заставляет задуматься о том, когда прекратится падение и можно будет покупать нефтяные фьючерсы в расчете на рост. Фундаментальные факторы в целом играют не на стороне «быков», однако некоторые из них дают надежду на лучшее.
О том, что потенциал коррекции невелик, говорит солидная перепроданность сорта Brent, которая уже достигла уровней, аналогичных падению цен в 2014 году. Кроме того, фьючерс на нефть с поставкой через 18 месяцев впервые с осени 2017 года торгуется в контанго к базовому активу, что также свидетельствует о росте шансов на скорую остановку негативной динамики.
Ускорение распродаж может заставить ОПЕК+ активнее обсуждать вопрос о необходимости понижения добычи в 2019 году. Мы в любом случае услышим словесные интервенции в преддверии заседания картеля, назначенного на 6 декабря. Это может позитивно повлиять на настроения инвесторов.
С другой стороны, стоимость нефти, как и других сырьевых товаров, сильно зависит от валютного фактора, а именно динамики американского доллара. На фоне протекционистских мер президента США Дональда Трампа, а также политики ФРС и ЕЦБ, доллар может сохранить свои крепкие позиции на мировом рынке. Следовательно, в ближайшие кварталы на рынке нефти сложно рассчитывать на поддержку от ослабления американской валюты.
Еще одним риском для нефти может стать эскалация торговых войн, влияние которых проявится и через возможное ослабление китайского юаня, и в потенциальном замедлении роста спроса на сырьевые товары со стороны КНР.
Что дальше?
Ключевая реперная точка — это декабрьское заседание ОПЕК. После заключения сделки ОПЕК+ в конце 2016 года в мире фактически появился институт, способный разрушать долгосрочные тренды, формируя своими действиями широкий ценовой диапазон. Участники рынка понимают, что в случае дальнейшего падения цен на нефть страны расширенного картеля вновь прибегнут к тактике временного снижения объемов добычи с целью нейтрализации избыточных поставок.
В итоге в следующем году котировки нефти с большой вероятностью будут колебаться незначительно, пребывая в узком диапазоне. Верхняя граница этого диапазона в октябре была установлена в районе $85 за баррель. Возврата к этим отметкам в среднесрочной перспективе уже не ожидается.
Что касается потенциала снижения, то можно предположить, что цена Brent не опустится ниже $55-60 за баррель. То есть несмотря на неэластичность нефтяного рынка и высокую чувствительность к дефициту/профициту, продолжения обвала прежними темпами удастся избежать.
Кроме того, стоит напомнить, что ограничения для ключевых импортеров иранской нефти были сделаны лишь на 6 месяцев. В апреле позиция США может ужесточиться, что вкупе с действиями стран ОПЕК+ поможет снизить поставки нефти за счет падения доли Ирана на рынке.
Добавим к этому и шансы на смягчение торгового противостояния между КНР и США. Здесь сложно делать какие-то прогнозы, но ранее Трамп уже несколько раз шел на уступки другим ключевым партнером, заключая торговые соглашения, хотя изначально его позиция была максимально жесткой. То же самое может произойти и в отношении Китая, что было бы позитивно воспринято сырьевыми товарами.