Как известно, российские долларовые миллионеры предпочитают держать большую часть своих финансовых активов (а зачастую и бизнес-активов) за пределами родины. Более того, многие для этих целей меняют если не гражданство, то налоговое резидентство, что предполагает необходимость физически находиться за пределами России больше половины календарного года.
Тем не менее за последние пять лет как в экономической, так и в политической сфере происходили стремительные изменения. В СМИ часто высказывались предположения, что ситуация с движением капитала, возможно, начала меняться. И действительно, такие явления, как возросший контроль и прозрачность, борьба с офшорами, автоматический обмен информацией, наконец, появление так называемых санкционных рисков и запущенный российским правительством процесс амнистии капиталов и деофшоризации, по идее, должны были способствовать возврату денег в российскую финансовую систему. Но так ли это на самом деле?
Исходя из своего опыта, я бы ответил, что скорее нет. Действительно, некоторые состоятельные люди забрали в последние 2-3 года денежные средства из зарубежных банков и перевели в российские. Как правило, их свободный финансовый капитал не превышал $1-3 млн, и они столкнулись со снижением уровня сервиса в крупных западных банках, которым стали невыгодны такие «маленькие» клиенты при достаточно высокой стоимости обслуживания. Для российских банков такие клиенты являются достаточно крупными и желанными, им готовы предоставить хороший сервис и, разумеется, более низкий уровень комиссий на услуги Private Banking.
Но те, у кого капитал существенно больше, такого рвения не проявляли. Даже переведя капитал в российский банк с целью воспользоваться российской налоговой амнистией, они затем возвращали его обратно в одну из европейских юрисдикций.
Всколыхнувшее российское медиапространство исследование компании Frank RG «Private banking в России 2018: Мифы и реальность» в целом лишь подтверждает мои личные наблюдения. Сама по себе оценка компании, согласно которой всего 31% активов российские миллионеры держат в России, не сенсационна, — по данным самой Frank RG, такая картина сложилась уже очень давно.
К сожалению, традиционное недоверие владельцев крупного капитала к российской юрисдикции сохраняется, несмотря на попытки властей улучшить инвестиционный климат в стране. Угрозы введения санкций в отношении крупнейших российских банков только усиливают страх. Например, в этом году мы наблюдаем возросший интерес к перемещению ликвидных активов в зарубежные банки со стороны состоятельных людей из российских регионов. Основными причинами такой динамики послужили увеличение санкционных рисков в отношении российских банков и неожиданное на фоне высоких цен на энергоресурсы ослабление курса рубля, а также пример друзей и бизнес-партнеров, которые уже имеют такие зарубежные «подушки безопасности».
Так что явных тенденций, которые указывали бы на разворот частного капитала в сторону России, мы не наблюдаем. Валютная структура клиентов российского рынка Private Banking и ее динамика, исходя из данных Frank RG, косвенно подтверждают это: если сейчас доля рублевых инструментов составляет 40% (и, скорее всего, снизится в ближайшие месяцы до 35%), то еще года три назад она составляла большую часть инвестиций. Очевидно, это свидетельствует о снижении доверия к российской валюте. Учитывая, что какая-то часть рублей используется для текущих трат и «на всякий случай», выходит, что сокращается прежде всего инвестиционная составляющая. Несмотря на это, я наблюдаю определенный рост интереса к российскому фондовому рынку, что могло бы способствовать возвращению частного капитала. Однако пока этот интерес слишком мал, чтобы превратиться в тенденцию.
Смена поколений российских миллионеров, если мы говорим о передаче существующих состояний наследникам, также вряд ли сама по себе изменит устоявшуюся систему. Многие наследники получили зарубежное образование, связывают себя с другими странами и/или опять же уже имеют нероссийское гражданство. Вряд ли у них вдруг появятся достаточные внутренние стимулы для возврата в Россию.
Кто же виноват и что делать? Ответ на первый вопрос оставим политикам, а вот на второй, на мой взгляд, ответ очевиден. Стране нужно новое поколение миллионеров, которые заработают свои капиталы в наше время и в той институциональной среде, которая не будет способствовать мыслям о переводе кровных за рубеж. А для этого нужно продолжать планомерную работу по улучшению бизнес-среды и инвестклимата, а также возвращать высокий экономический рост. А там, глядишь, и нынешнее поколение возьмет пример с молодых.