Госконтракт может быть заключен между заказчиком и исполнителем напрямую, однако в последние годы поставщиков товаров или услуг, необходимых властным структурам, определяют на открытом конкурсе в формате торгов.
Получателем госзаказа может стать физическое лицо, индивидуальный предприниматель или частная компания из России. В случае если на отечественном рынке тот или иной товар или услуга отсутствуют, к сделке также может быть допущен иностранный участник.
При заключении договора с физлицом без статуса индивидуального предпринимателя в контракт вносится обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта. Кроме того, в том же договоре должно быть прописано выполнение учреждением функции плательщика страховых взносов. Чтобы получать большие заказы, сначала предстоит проявить себя в малых подрядах, показать качество и далее наращивать объемы и доходность.
Торгам, которые проходят на условиях анонимности, предшествуют размещение заказа на официальном сайте государственных структур, объявление о конкурсе и старте приема заявок. Торги выигрывает фирма, предложившая заказчику максимально выгодные условия для исполнения контракта.
Доходность по госконтрактам очень разная, но часто она такая, что позволяет выстраивать цепочку из субподрядчиков. При возможности прямого обращения к уже известному поставщику стороны изучают условия договора и в отсутствие замечаний в 30-дневный срок заключают соглашение о госконтракте.
Последовательность всех действий прописана в Законе о контрактной системе в сфере закупок (44- и 223-ФЗ), действующем с 1 января 2014 года и направленном на обеспечение гласности и прозрачности при осуществлении торгов, а также на внедрение системного подхода в сферу планирования и проведения госзакупок.
Подушка безопасности
Среди условий самой сделки выделяют обязательные, существенные и прочие. Под обязательными и существенными понимают все, что связано со сроком, стоимостью, порядком оплаты и местом выполнения работ, процедурой принятия товара и другими существенными моментами в процессе реализации заказа.
В прочих условиях, прежде всего, устанавливается обеспечение контракта или, иными словами, финансовая гарантия поставщика по выполнению государственного контракта. Подобной «подушкой безопасности» может быть страхование, залог, поручительство или банковские гарантии в размере 30% от стоимости оказываемых услуг или поставляемых товаров.
Необходимость и величина обеспечения контракта в обязательном порядке указывается в извещении о начале торгов. Способ предоставления обеспечения выбирает поставщик, однако заказчик, памятуя о случаях некачественной гарантии, предпочитает, как правило, самый надежный из видов обеспечения — перевод денежных средств в обозначенном размере на свой счет.
На пункт в контракте о возврате обеспечения исполнитель может повлиять. В частности, поставщик может настоять на поэтапной компенсации финансовой гарантии либо на возможности поменять тип обеспечения (вместо банковской гарантии перевести деньги).
Деньги потом
Главным камнем преткновения в ходе достижения соглашения по госконтракту, а также в процессе его реализации становятся средства, необходимые для выполнения всех работ. Финансовое обеспечение проекта гарантировано правительством РФ, однако предоставляется исполнителю только после завершения заказа и с отсрочкой в несколько месяцев.
В таких обстоятельствах заказчики не всегда могут профинансировать осуществление государственных контрактов самостоятельно, и им приходится прибегать к помощи сторонних финансовых организаций. Одним из вариантов может быть обращение за поддержкой в банк, и в этом случае нужно запастись терпением и временем.
Банки — самые консервативные кредиторы, забюрократизированные, но они выдают креждиты под надежное обеспечение. Если процесс получения необходимой суммы не терпит промедления, то выходом могут быть организации, обеспечивающие краткосрочное кредитование под высокий процент.
Найти средства на осуществление госконтракта, пусть и под высокую ставку кредитования, исполнителю выгоднее, чем выйти из игры. Если компания-победитель по каким-либо причинам решает не заключать контракт, то попадает в реестр ненадежных контрагентов и выбывает из участия в госзаказах и торгах на три года.
Подводные течения и водовороты
После предоставления финансового обеспечения исполнитель мог бы вздохнуть свободно и приступить к непосредственной задаче — осуществлению заказа по госконтракту. Однако не стоит упускать из виду, что при стабильном росте взаимодействия частного бизнеса и госструктур (всего за 2017 год заключено 3 529 930 контрактов на сумму 6 313 996 рублей против 3 454 197 контрактов на сумму 5 403 355 рублей в 2016 году), увеличилось и число жалоб на действия заказчика.
Если в 2016 году было зафиксировано 84 373 жалобы (2,44% от общего числа контрактов), то в 2017-м — уже 89 333 (2,53%).
По результатам рассмотрения жалоб в ФАС в 2017 году выдано 22 946 предписаний об устранении выявленных нарушений (25 156 — в 2016 году). Как пишет РБК, объем нарушений при госзакупках в рамках 44-ФЗ, в соответствии с которым их проводят государственные и муниципальные органы, в прошлом году составил 104,6 млрд рублей.
Основной конфликт — все в той же зоне обеспечения заказа средствами, необходимыми для выполнения всех работ. Как показывает практика, несмотря на то, что финансовое обеспечение проекта должно быть гарантировано правительством Российской Федерации, именно в этом пункте нередко нарушаются условия договоров. Эта проблема явно сигнализирует о том, что отношения власти и бизнеса в части господряда должны быть пересмотрены.