Неохотное одолжение. Минфин не смог продать инвесторам все гособлигации
Минфин впервые за три года рискует не выполнить план по размещению гособлигаций федерального займа, пишет Bloomberg. Во втором квартале этого года министерство сумело реализовать лишь половину облигаций, что является худшим результатом с июля-сентября 2015 года.
Плановый объем размещений во втором квартале должен был составить 450 млрд рублей, однако по итогам аукционов министерство сумело привлечь лишь 218 млрд рублей. В течение трех недель в июне ведомству не удавалось реализовать весь выпуск ОФЗ.
На аукционе 20 июня Минфин предлагал четырехлетние облигации объемом в 10 млрд рублей, однако инвесторы выкупили бумаг лишь на 7,2 млрд рублей. В предыдущие аукционы Минфин также потерпел неудачу и не сумел разместить облигации на всю сумму: 13 июня было собрано 18,9 млрд из 20 млрд рублей, 6 июня — 26,6 млрд из 30 млрд рублей.
Разместить все бумаги после серии неудач Минфину удалось лишь на последнем июньском аукционе, который прошел в среду, 27 июня. В ходе сделки были предложены облигации с погашением в феврале 2024 года и в мае 2034 года. Все бумаги на 20 млрд рублей были реализованы, средневзвешенная доходность по ним превысила 7%.
Побег из ОФЗ
Минфину сложно сейчас разместить бумаги из-за общего негативного настроя инвесторов в отношении развивающихся рынков, в частности из-за напряженной ситуации на долговом рынке в России, объясняет портфельный управляющий УК «Капитал» Дмитрий Постоленко. В апреле-мае иностранные инвесторы вывели из российских ОФЗ рекордный объем средств — $3,6 млрд, или 228 млрд рублей. Доля нерезидентов на рынке сократилась до 30,5% — минимум за 10 месяцев, следует из данных ЦБ.
Тем не менее к концу мая объемы покупок ОФЗ выросли, и «с 22 мая по 6 июня иностранные инвесторы нарастили вложения в ОФЗ на 34 млрд рублей», говорится в последнем отчете Банка России.
Индекс российских гособлигаций RGBI с 6 апреля, когда был объявлен новый список попавших под американские санкции российских компаний и граждан, упал почти на 4%, до 139,46 пунктов. Масла в огонь добавил и ЦБ, который по итогам последнего заседания 15 июня дал понять, что понижение процентной ставки в этом году уже не будет.
На этом фоне Минфину удалось полностью разместить бумаги 27 июня не в последнюю очередь благодаря тому, что ведомство предоставило по первому выпуску бумаг значительную премию, объясняет заместитель генерального директора по инвестициям Национальной управляющей компании Андрей Вальехо-Роман. Она составила 8-10 базисных пунктов.
«Это совершенно нормальная ситуация. На плохом рынке инвесторы просят премию, они не хотят рисковать, а наличие премии, по сути, хеджирует их от неожиданных движений рынка», — объясняет директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов.
Однако повышение премии — опасный путь, так как, размещая бумаги любой ценой, Минфин может спровоцировать новые волны оттока иностранцев с рынка, считает Вальехо-Роман.
«Прибыль тех, кто зашел в бумаги, например, полтора года назад, сейчас «съедается», так как доходности по бумагам повышаются. Все бумаги устойчиво падают в цене последние два месяца, и, размещая бумаги с большой премией, вы ускоряете этот процесс», — объясняет эксперт.
По его мнению, Минфин формально пытается выполнить план по размещению, разработанный в начале года, который не учитывал важные экономико-политические факторы (введение санкций и рост цен на нефть).
Размещать же бумаги любой ценой имеет смысл, только если Минфин видит риски существенного ухудшения ситуации в следующем году и хочет создать запас прочности. «Однако если на протяжении 3-4 месяцев Минфин будет предлагать бумаги с большей премией, а надо иметь в виду, что инвесторы будут просить каждый раз премию все выше и выше, это просто убьет рынок», — заключает Вальехо-Роман.
Минфин на время публикации материала не ответил на запрос Forbes.
Последствия для бюджета
Для российского бюджета нет ничего катастрофического в том, что план по размещению ОФЗ не будет выполнен, сходятся во мнении опрошенные эксперты. Благодаря росту нефтегазовых доходов федеральный бюджет по итогам года будет, вероятнее всего, профицитным, так что в случае, если Минфин не сможет разместить запланированный объем бумаг в этом году, на расходы бюджета просто придется потратить деньги из Резервного фонда, говорит Дмитрий Постоленко.
«Но это будет виртуальная операция (МинФин обменяет доллары на рубли напрямую в ЦБ, без выхода на открытый рынок) и негативных последствий для рынка и уменьшения объемов ЗВР от этого не будет», — уточняет он.
Однако, по мнению Кирилла Тремасова, ведомство будет вынуждено собрать нужную сумму у инвесторов. «Минфин сам себя загнал в эту ситуацию введением бюджетного правила, которое лишает его гибкости в вопросах размещения ОФЗ», — говорит аналитик.
Согласно бюджетному правилу, сверхдоходы от продажи нефти не могут быть направлены на расходную часть бюджета и отправляются в резерв. Это парадоксальным образом вынуждает Минфин увеличивать объем заимствований на фоне роста нефтегазовых доходов, поясняет Тремасов.