13 июня Федеральная резервная служба (ФРС) США подняла базовую процентную ставку на 25 базисных пунктов (б. п.), до диапазона в 1,75-2%. Глава ФРС Джером Пауэлл объяснил это решение тем, что американская экономика находится в отличном состоянии: безработица достигла 3,9% (минимума почти за 50 лет), а ВВП за последние 12 месяцев в среднем прибавлял 2,85%. Кроме того, инфляция достигла долгосрочной цели Федрезерва на уровне 2%.
Впрочем, Пауэлл отметил, что достигнутый инфляцией уровень — это еще не победа и нужно внимательно следить за расходами на личное потребление (core PCE). Ближайшая статистика по ним выйдет 29 июня. Обоснование решения опубликовано на официальном сайте Федерального комитета по открытому рынку (FOMC).
Из 15 членов Комитета по открытым рынкам ФРС восемь считают, что ставку стоит увеличить еще дважды до конца текущего года — один из представителей регулятора поменял свое мнение с прошлого заседания.
Судя по отчетам ФРС за март, это был глава Джером Пауэлл, который ранее выступал за три раунда ужесточения денежно-кредитной политики в этом году. Федрезерв также улучшил прогноз на этот год по безработице до 3,6%, хотя таргет по инфляции PCE (индекс цен потребительских расходов) оставлен регулятором на прежнем уровне.
Однако из-за роста цен на бензин, авиационное топливо и другие нефтепродукты возможно ускорение обычной инфляции (CPI) выше 3%, что вызывает определенную нервозность на рынках.
Что дальше
Замечания ФРС могут вызвать эмоциональную реакцию инвесторов вследствие того, что у ФРС нет четкого понимания, на каком уровне должны быть безработица, инфляция и рост ВВП на краткосрочном отрезке, поскольку экономическая теория не обозначает какие-то конкретные уровни.
Более того, с падением безработицы ФРС попадает на некую «неизведанную территорию», поскольку по подобным ситуациям очень мало исторических данных, да и те, что есть, не подходят для выстраивания прогнозов и дальнейших стратегий.
Таким образом, ФРС остается лишь проводить тестирование экономики с помощью постепенного сдвигания ставок. Можно ожидать, что шаг повышения ставки, равный 0,25%, сохранится, и к концу года процентная ставка достигнет уровня 2,5%.
Ввиду резкого снижения безработицы можно предположить также, что к осени начнет ускоряться как обычный показатель инфляции CPI, так и PCE — индикатор, на который ориентируется ФРС.
При реализации представленного сценария на фондовых площадках будет наблюдаться повышенная волатильность: быстрый рост будет сопровождаться еще более быстрым падением. В целом, сохранится тенденция, начавшаяся в феврале текущего года. Это подтверждает динамика рынка 13 июня, когда индекс S&P 500 резко вышел из зеленой в красную зону и закончил торги снижением на 0,4%.
В ближайшие несколько недель основные фондовые индексы потеряют в пределах 1–2%, но падение сразу же сменится фазой роста, в результате которого S&P 500 сможет преодолеть важную отметку 2800 пунктов. К концу года американский индикатор превысит уровень 3000 пунктов, но путь к этой цели будет тернистым.