К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Инвесторы с пеленок: как в США учат вкладывать в фондовый рынок

Фото Алексея Павлишака / ТАСС
Фото Алексея Павлишака / ТАСС
В США инвестициями в акции и облигации занимаются даже домохозяйки. Откуда в стране такая сильная культура инвестирования и может ли перенять ее Россия?

Финансовую и инвестиционную грамотность можно и нужно развивать с ранних лет — так, как это делают в США. Но для этого требуются свободные деньги и реально работающее регулирование. От игр в детских садах до инвестиционных клубов в школах и колледжах — людям с постсоветского пространства сложно представить себе те усилия, которые американцы вкладывают в развитие собственной финансовой грамотности чуть ли не с пеленок. Почему в США в фондовый рынок инвестируют даже студенты, а у нас большинство людей не умеют «выращивать деньги»?

Страна возможностей

Развитию культуры инвестирования в США способствуют множество факторов. В Штатах, например, почти в каждом высшем учебном заведении — от Стэндфордского университета до местного колледжа где-нибудь на задворках Оклахомы — есть инвестиционный клуб. Студенты там не просто учатся обращению с ценными бумагами: они вкладывают реальные деньги и получают прибыль.

Фонды и законодательство США также всегда поддерживали развитие инвестиционной деятельности, а высокий спрос на рынке ценных бумаг создал в стране продвинутую экосистему обслуживания инвесторов. В США сосредоточено огромное количество респектабельных фондов, которые уже завоевали доверие людей. Согласно данным CNBC за 2014 год, на американском рынке работают около 11 000 фондов с общей капитализацией в $2,66 трлн. Сервисы вроде Robinhood позволяют обычным людям покупать ценные бумаги без комиссии: по данным разработчиков приложения, количество пользователей в Штатах насчитывает уже более 4 млн человек.

 

Америке также удалось создать продуманную законодательную базу. Закон Сарбейнза Оксли (Sarbanes-Oxley Act, SOX), например, защищает интересы американских инвесторов. Он обязывает компании, чьи акции размещены на американском рынке капитала, вести бизнес честно и прозрачно.

Тот факт, что так много людей вкладывают свои деньги в американский фондовый рынок, создает хорошую ликвидность акций. На рынке циркулирует огромное количество бумаг, которые постоянно продаются и покупаются, поэтому инвесторы знают, что смогут в любой момент продать активы и выйти в кэш. В России же высоколиквидных компаний значительно меньше, собственно, по той причине, что инвесторов там не так много.

 

Наконец, ключевое отличие заключается в том, что в США, в отличие от стран СНГ, молодым людям есть что вкладывать. Если посмотреть на так называемый disposable income, то есть располагаемый доход, который доступен для расходования и может быть инвестирован или сохранен в качестве сбережений, то в США этот показатель равен $14,8 млрд США, а в России — всего $2,3 млрд. В Америке у людей просто больше свободных денег, то есть инвестиционных ресурсов.

Инвестиционная обыденность

Важный фундамент для создания культуры инвестирования — это доверие к рынку. На это влияет история, семейные традиции, примеры успешных инвесторов и образовательные сервисы, которые очень развиты в Америке.

Так, фондовые рынки действуют в США уже на протяжении 200 лет (Нью-Йоркская биржа была основана еще в 1817 году). Все это время американский рынок наращивал свой потенциал, попутно устраняя недостатки. Российский же рынок, в свою очередь, был создан лишь в начале 1990-х, после распада СССР.

 

Большое значение имеет и живой пример. «Бэби-бумеры» и «поколение Х», то есть старшее поколение американцев, давно и активно инвестируют, подавая пример молодежи. Уоррен Баффет и Джордж Сорос, заработавшие миллиарды на покупке и продаже акций, еще больше популяризовали культуру инвестирования. Их увлекательные личные истории, о которых снимают художественные и документальные фильмы, вдохновляют и молодых, и пожилых американцев.

Немаловажную роль играет и популяризация инвестирования в СМИ. Биржевые события появляются на ведущих каналах так же часто, как и сводка погоды. Новости о крупных американских компаниях доходит до людей в кратчайшие сроки. Это не только увеличивает прозрачность компаний, но и действует как своего рода продвижение идеи инвестирования. В новостях постоянно сообщают о том, акции каких компаний поднялись или упали, привлекая внимание широкой публики к теме инвестиций.

Информация об инвестировании также доступна и понятна обычным гражданам — когда в людях просыпается интерес к этой сфере, они легко могут удовлетворить свое любопытство благодаря таким сайтам, как Investopedia, которые просто и подробно объясняют основы и даже предлагают специальные онлайн-курсы. При сравнительно приемлемой для среднестатистического американца цене, качество таких курсов достаточно высокое.

Конечно, Америке потребовалось не одно столетие, чтобы сформировать успешную инвестиционную культуру, а российский фондовый рынок молод и пока еще находится на стадии развития. Но для его формирования, как кажется, понадобится гораздо меньше времени: уже не нужно изобретать что-то новое, можно лишь следовать лучшей мировой практике, при этом учитывая все допущенные Штатами ошибки.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+