К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Защитный курс. Как застраховаться от колебаний валют

Фото Замира Усманова / ТАСС
Фото Замира Усманова / ТАСС
В условиях плавающего курса рубля как никогда важной становится задача сохранить прибыльность и не растерять выручку бизнеса из-за резких колебаний курсов валют, которые в любой момент могут случиться на рынке. Какие инструменты помогут решить эту проблему?

Мы хорошо помним осень 2014 года и 2015 год, когда девальвация рубля в два раза так сильно ударила по российским компаниям-импортерам, что многим из них пришлось закрыть или приостановить большую часть своей деятельности. Случилось бы такое, если бы компании регулярно хеджировали свои валютные риски?

Или возьмем, к примеру, вторую половину 2016 и начало 2017 года. Неопределенность на рынках поутихла, цены на нефть пошли в рост, инвесторы по всему миру оживились. Рубль стал укрепляться, что сразу сказалось на активности компаний-импортеров, но сильно ударило по финансам экспортеров, рублевая выручка которых начала таять буквально на глазах. А как выглядел бы баланс таких компаний, если бы они в свое время купили страховку?

Примечательно, что на российском рынке интерес к хеджированию на массовом уровне стал проявляться только после событий осени 2014 года, когда Центробанк отправил рубль в свободное плавание. До этого к хеджированию серьезно относились только крупные корпорации или дочерние структуры иностранных компаний, которые, как правило, всегда страхуют свои валютные риски. Вообще подходу иностранных компаний в этом вопросе можно только позавидовать. Имея перед собой четкую политику хеджирования, они считают, что не должны заниматься торговлей валютой, это не их основная деятельность. Основной же бизнес должен быть прогнозируем — такое возможно, если риски застрахованы.

 

И при этом неважно, сработает страховка или нет, — прибыль компании от основной деятельности не уменьшится, какие бы валютные колебания ни сотрясали рынок. Если мы сравним хеджирование с покупкой полиса КАСКО, то увидим, что принципы работы у этих инструментов абсолютно одинаковые. Попав в ДТП, вы пользуетесь страховкой; если в период действия полиса ДТП не случилось, то ваши затраты равны только расходам на страховку. Представьте себе, какие были бы максимальные потери, если бы произошло ДТП, а о страховке вы заранее не позаботились?

Что нужно знать о хеджировании

Хеджирование — это меры, нацеленные на страхование рисков, а не на извлечение прибыли. Целью валютного хеджирования является защита от неблагоприятного изменения курса валют.

 

О хеджировании валютных рисков необходимо задуматься прежде всего:

  • компаниям-импортерам, имеющим контракты в иностранной валюте и выручку в рублях;
  • валютным заемщикам или кредиторам, чьи обязательства выражены в одной валюте, а активы — в другой;
  • дочерним структурам иностранных компаний;
  • компаниям-экспортерам, цены на продукцию которых выражены в иностранной валюте, а деятельность ведется на территории России в рублях.

На рынке доступны два типа инструментов хеджирования: биржевые (стандартизированные) контракты и внебиржевые, когда каждая сделка структурируется под индивидуальные потребности клиента.

Рынок внебиржевых деривативов более глубокий, ликвидный и гибкий. Сроки сделок могут варьироваться от пары недель до нескольких лет, а для решения одной и той же задачи можно использовать несколько структур, каждая из которых по-своему уникальна. Основное преимущество внебиржевых деривативов в том, что клиенту не нужно «привязываться» к стандартам какой-либо торговой площадки (биржи). Он купит именно ту страховку, которая будет в точности повторять его денежные потоки, включая даты, суммы и особенности расчетов.

 

Стратегии защиты

Представим, что компания является импортером оборудования. Каждый месяц в течение года ей нужно расплачиваться по контракту, при этом все цены в контракте зафиксированы в долларах США, а вся прибыль компании на территории России — в рублях. Какой будет курс в каждую дату выплат по контракту, никто не знает. Что же может предпринять компания?

1. Купить несколько форвардов/фьючерсов, каждый из которых будет соответствовать определенной дате платежа по контракту. С форвардами (внебиржевой инструмент) все удобно и просто: можно сделать любую дату, которая будет в точности повторять дату платежа по контракту. Фьючерсы (биржевой инструмент) торгуются поквартально (март, июнь, сентябрь, декабрь). Это значит, что хеджировать расчеты в середине мая нужно мартовским фьючерсом (при этом компания будет нести валютный риск еще полтора месяца) или июньским фьючерсом (тем самым переплатив).

Форварды/фьючерсы удобны тем, что компания уже сейчас знает валютный курс на год вперед и может заложить его в конечную цену товара, тем самым спрогнозировав свои финансовые потоки.

Например, компания-импортер должна купить доллары США через шесть месяцев для расчетов по контракту:

Для таких транзакций клиенту также придется выделить средства на обеспечение по сделке и оплату вариационной маржи, если вдруг рубль начнет укрепляться.

 

2. Хорошей альтернативой форварду может быть опцион. Бесспорный плюс этого инструмента по сравнению с форвардами в том, что если рынок оказывается благоприятным для клиента (например, крепкий рубль вместо ожидаемой девальвации для импортера), то опцион можно не исполнять и купить валюту по рыночному курсу. Также клиенту не придется отвлекать средства на обеспечение и вариационную маржу.

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+