Мы хорошо помним осень 2014 года и 2015 год, когда девальвация рубля в два раза так сильно ударила по российским компаниям-импортерам, что многим из них пришлось закрыть или приостановить большую часть своей деятельности. Случилось бы такое, если бы компании регулярно хеджировали свои валютные риски?
Или возьмем, к примеру, вторую половину 2016 и начало 2017 года. Неопределенность на рынках поутихла, цены на нефть пошли в рост, инвесторы по всему миру оживились. Рубль стал укрепляться, что сразу сказалось на активности компаний-импортеров, но сильно ударило по финансам экспортеров, рублевая выручка которых начала таять буквально на глазах. А как выглядел бы баланс таких компаний, если бы они в свое время купили страховку?
Примечательно, что на российском рынке интерес к хеджированию на массовом уровне стал проявляться только после событий осени 2014 года, когда Центробанк отправил рубль в свободное плавание. До этого к хеджированию серьезно относились только крупные корпорации или дочерние структуры иностранных компаний, которые, как правило, всегда страхуют свои валютные риски. Вообще подходу иностранных компаний в этом вопросе можно только позавидовать. Имея перед собой четкую политику хеджирования, они считают, что не должны заниматься торговлей валютой, это не их основная деятельность. Основной же бизнес должен быть прогнозируем — такое возможно, если риски застрахованы.
И при этом неважно, сработает страховка или нет, — прибыль компании от основной деятельности не уменьшится, какие бы валютные колебания ни сотрясали рынок. Если мы сравним хеджирование с покупкой полиса КАСКО, то увидим, что принципы работы у этих инструментов абсолютно одинаковые. Попав в ДТП, вы пользуетесь страховкой; если в период действия полиса ДТП не случилось, то ваши затраты равны только расходам на страховку. Представьте себе, какие были бы максимальные потери, если бы произошло ДТП, а о страховке вы заранее не позаботились?
Что нужно знать о хеджировании
Хеджирование — это меры, нацеленные на страхование рисков, а не на извлечение прибыли. Целью валютного хеджирования является защита от неблагоприятного изменения курса валют.
О хеджировании валютных рисков необходимо задуматься прежде всего:
- компаниям-импортерам, имеющим контракты в иностранной валюте и выручку в рублях;
- валютным заемщикам или кредиторам, чьи обязательства выражены в одной валюте, а активы — в другой;
- дочерним структурам иностранных компаний;
- компаниям-экспортерам, цены на продукцию которых выражены в иностранной валюте, а деятельность ведется на территории России в рублях.
На рынке доступны два типа инструментов хеджирования: биржевые (стандартизированные) контракты и внебиржевые, когда каждая сделка структурируется под индивидуальные потребности клиента.
Рынок внебиржевых деривативов более глубокий, ликвидный и гибкий. Сроки сделок могут варьироваться от пары недель до нескольких лет, а для решения одной и той же задачи можно использовать несколько структур, каждая из которых по-своему уникальна. Основное преимущество внебиржевых деривативов в том, что клиенту не нужно «привязываться» к стандартам какой-либо торговой площадки (биржи). Он купит именно ту страховку, которая будет в точности повторять его денежные потоки, включая даты, суммы и особенности расчетов.
Стратегии защиты
Представим, что компания является импортером оборудования. Каждый месяц в течение года ей нужно расплачиваться по контракту, при этом все цены в контракте зафиксированы в долларах США, а вся прибыль компании на территории России — в рублях. Какой будет курс в каждую дату выплат по контракту, никто не знает. Что же может предпринять компания?
1. Купить несколько форвардов/фьючерсов, каждый из которых будет соответствовать определенной дате платежа по контракту. С форвардами (внебиржевой инструмент) все удобно и просто: можно сделать любую дату, которая будет в точности повторять дату платежа по контракту. Фьючерсы (биржевой инструмент) торгуются поквартально (март, июнь, сентябрь, декабрь). Это значит, что хеджировать расчеты в середине мая нужно мартовским фьючерсом (при этом компания будет нести валютный риск еще полтора месяца) или июньским фьючерсом (тем самым переплатив).
Форварды/фьючерсы удобны тем, что компания уже сейчас знает валютный курс на год вперед и может заложить его в конечную цену товара, тем самым спрогнозировав свои финансовые потоки.
Например, компания-импортер должна купить доллары США через шесть месяцев для расчетов по контракту:
Для таких транзакций клиенту также придется выделить средства на обеспечение по сделке и оплату вариационной маржи, если вдруг рубль начнет укрепляться.
2. Хорошей альтернативой форварду может быть опцион. Бесспорный плюс этого инструмента по сравнению с форвардами в том, что если рынок оказывается благоприятным для клиента (например, крепкий рубль вместо ожидаемой девальвации для импортера), то опцион можно не исполнять и купить валюту по рыночному курсу. Также клиенту не придется отвлекать средства на обеспечение и вариационную маржу.