За последние несколько лет в российской продуктовой рознице было немного хороших новостей, но отрасль остается привлекательной для инвестиций и сохраняет серьезный потенциал роста. Однако воспользоваться этими возможностями смогут не все — время, когда позитивная фаза экономического цикла помогала всему бизнесу, ушла в историю. Выживут только сильнейшие игроки, которые предложат потребителю наиболее интересные нишевые форматы.
Три аргумента «за»
Итак, какие возможности предлагает сектор российской розницы? Во-первых, это дальнейший структурный рост, обусловленный низким уровнем концентрации в отрасли. Так, общая доля пяти крупнейших ретейлеров на российском рынке составляет порядка 30%. В других странах лидирующие розничные сети занимают от 60% до 80% рынка. Эти цифры демонстрируют, что у ведущих российских ретейлеров сохраняется значительный потенциал для расширения доли рынка в последующие три-пять лет. Мы ожидаем, что торговые площади у ключевых игроков увеличатся на 30-40% в 2018-2021 годах.
Во-вторых, российская экономика возобновила рост. Пока темпы восстановления потребительского спроса остаются низкими — в 2017 году розничные продажи выросли в среднем на 0,4%. Однако страна находится в ранней фазе нового цикла экономического роста, который создаст благоприятные условия для потребителей и компаний розничного сектора. Кстати, так называемый индекс несчастья, который рассчитывается исходя из суммы инфляции и безработицы в стране, в России находится на рекордно низком уровне. Это указывает на возможное скорое оживление потребительской отрасли.
В-третьих, текущий крайне низкий уровень продуктовой инфляции, который составил около 1% в конце 2017 года, — скорее аномалия, чем новая реальность. Рано или поздно эффект низкой базы и рост издержек в отрасли, который все же значительно выше 1%, подтолкнут продуктовую инфляцию ближе к нормальным уровням в 3-4%. Мы ожидаем увидеть ускорение во второй половине 2018 года. История показывает, что рост продуктовой инфляции положительно сказывается на финансовой отчетности ретейлеров.
К кому присмотреться
Так кто же сможет воспользоваться новыми возможностями, открывающимися на рынке продуктовой розницы? Хотя экосистема ретейла может достаточно сильно измениться в следующие пять лет, малые форматы, эффект масштаба и успешное разделение будут главными факторами, определяющими успех компаний в отрасли.
Операторы мелких форматов — магазины у дома, дискаунтеры — скорее всего окажутся в более выигрышном положении по сравнению с гипермаркетами с точки зрения конкуренции в долгосрочной перспективе. Это не российский, а мировой тренд — магазины у дома легче приспосабливаются к изменению поведения потребителей и к росту конкуренции со стороны онлайн-ретейлеров.
Эффект масштаба всегда важен в ретейле, и мы увидим последовательное усиление позиций крупных торговых сетей за счет более мелких и региональных игроков.
В борьбе за покупателей дифференциация приобретет особый смысл. В течение следующих пяти лет будет наблюдаться ценовое разделение ретейлеров с возможным увеличением доли дискаунтеров. Также усилится продуктовое разделение розничных сетей, которое позволит им повысить лояльность покупателей.
Мы уже видим подвижки в этом направлении. Например, «Магнит» Сергея Галицкого осуществляет вертикальную интеграцию в производство продуктов питания, что является элементом стратегии дифференциации от других федеральных игроков. Ускоренный рост демонстрируют такие ретейлеры, как «Азбука вкуса», FixPrice и «Красное и Белое», успешно развивающие сильные нишевые концепции. В целом, продажи специализированных ретейлеров выросли на 28% в 2017 году по сравнению с 2% годом ранее.
Заработать на секторе продуктовой розницы смогут и портфельные инвесторы. Сейчас отрасль проходит через один из самых сложных периодов за последние 20 лет из-за рекордно низкой продуктовой инфляции. Однако оценка компаний после слабой динамики стоимости акций за последние три месяца находится на привлекательных уровнях.
Скорее всего уже во второй половине 2018 года ситуация начнет меняться, давая рынку необходимые катализаторы для роста стоимости компаний. Продолжающийся экономический рост, ускорение инфляции и растущая уверенность потребителей поддержат позитивную операционную динамику в секторе.
Два фаворита
Наш фаворит в российском ретейле — это X5 Retail Group. Компания продолжает укреплять лидирующие позиции на рынке и демонстрирует результаты своего недавнего разворота. Мы считаем сильный рост прибыли — по нашим оценкам, на 24% год к году — ключевым катализатором для положительной динамики котировок этого ретейлера в 2018 году.
Кроме того, есть хороший потенциал у акций «Магнита» на горизонте 1-2 года. Компания вероятней всего сможет преодолеть трудности, с которыми она столкнулась в последнее время. И хотя краткосрочная операционная динамика компании остается слабой, «Магнит» все также является одним из главных столпов российской продуктовой розницы с сильными конкурентными преимуществами, такими как известный бренд, одна из лучших систем логистики и, конечно, эффект масштаба.
Ключевая проблема «Магнита» — высокая доля (более 60%) немодернизированных магазинов, открытых до 2015 года. Темпы развития торговых точек X5 Retail Group, прошедших модернизацию ранее, дают хорошее представление о том, как много времени весь процесс может занять у «Магнита» и какое влияние модернизация магазинов может оказать на деятельность компании.
В долгосрочном же периоде отдать предпочтение «Магниту» или Х5 Retail Group достаточно трудно. Скорее всего обе компании продолжат консолидировать свои лидирующие позиции на рынке, расширяя доли и опережая других игроков.