29 января истекает срок, который Конгресс США выделил Минфину для подготовки докладов о связях российской деловой элиты с государством и возможных кандидатах на пополнение санкционного списка, а также о потенциальных последствиях введения ограничений для американцев на покупку российского госдолга.
Сами по себе выводы Минфина США не подразумевают автоматического введения санкций — для этого требуется решение Конгресса и президента США. Тем не менее, если содержание доклада будет опубликовано, это может стать серьезным негативным фактором для цен на российские активы.
Что будет с рынком
В случае введения персональных санкций против ряда российских олигархов можно ожидать «психологических» колебаний котировок акций и облигаций российских компаний. Однако важно учитывать, что персональные санкции против акционеров не влияют напрямую на деятельность предприятий, поэтому мы рекомендуем использовать любое потенциальное снижение стоимости бумаг, чьи эмитенты «попали под раздачу», как возможность для покупки.
Запрет на покупку нового суверенного долга России может привести к краткосрочному оттоку капитала из ОФЗ. По нашей грубой оценке, основанной на опыте 2014 года, он может составить $4-8 млрд.
Отток капитала будет сопровождаться ростом доходностей длинных выпусков ОФЗ, который может составить 75-100 базисных пунктов, а также ослаблением курса рубля. Впрочем, при существенном движении курса рубля (выше отметки 65 рублей за доллар) Банк России, скорее всего, поддержит российскую валюту, по крайней мере вербальными интервенциями или, если потребуется, «рыночным бидом».
Часть оттока средств нерезидентов в конечном итоге может быть выкуплена локальными игроками — российскими банками, которые имеют избыток ликвидности, и институциональными инвесторами (пенсионными фондами). Кроме того, «вынужденное» сокращение позиций в ОФЗ одними иностранными инвесторами может стать редкой возможностью для других игроков зайти в рынок на привлекательных ценовых уровнях. Как следствие, негативное влияние санкций на рубль может быть достаточно быстро нивелировано, особенно если сохранится уверенная динамика цен на нефть.
Какой из сценариев в итоге реализуется (или реализуются оба), пока можно лишь гадать. На наш взгляд, учитывая «конечное число» рычагов давления в виде возможных санкций, нельзя исключать, что в ближайшее время Конгресс может ограничиться мягкими действиями (то есть персональными санкциями, без запрета на покупку суверенных бондов), чтобы оставить в резерве более жесткие меры.
Как использовать эту ситуацию
Во-первых, инвестору стоит сократить дюрацию портфеля. Наиболее существенное давление могут испытать длинные суверенные облигации, в которых доля иностранных игроков относительно велика, а также длинные корпоративные бумаги, для которых ОФЗ являются «бенчмарком». Текущие низкие спреды доходности корпоративных бондов к суверенной кривой делают их особенно чувствительными к просадке ОФЗ.
Защитную функцию могут взять на себя ОФЗ с плавающей ставкой, основными держателями которых являются российские участники. Для инвесторов, ориентирующихся на более высокую доходность, наименее чувствительными к санкциям, вероятно, будут короткие облигации третьего эшелона, предлагающие существенную премию к доходностям госбумаг.
Во-вторых, имеет смысл подготовиться к покупкам, если доходности на рынке вырастут на 50-100 б.п. В среднесрочной перспективе тренд на снижение ставок в России сохранится, что должно способствовать снижению доходности рублевых облигаций.
Подводя итог, можно сказать, что инвестору нужно быть готовым к рискам, но при этом не забывать о возможностях. Санкции могут создать хороший момент для входа на российский долговой рынок, который сохраняет долгосрочную привлекательность — особенно на фоне низких ставок по банковским депозитам.