К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Гонка на выбывание. Какие банки останутся на рынке автокредитования

Фото Vasily Fedosenko / Reuters
Фото Vasily Fedosenko / Reuters
Сейчас на рынке автокредитования работают около 100 банков. Это довольно перспективный сегмент, учитывая, что речь идет о залоговом кредитовании. Однако занять в нем «место под солнцем» сможет далеко не каждая кредитная организация

По расчетам экспертов, в сегменте автокредитования останутся работать только банки, способные обеспечить максимальную скорость и простоту рассмотрения заявки. Другие игроки, которые не смогут предложить клиентам современные решения, очень быстро окажутся вне рынка.

Впрочем, уже сейчас услуги по автокредитованию предоставляет лишь небольшое количество банков. Причина кроется в том, что в кризисные периоды авторынок, как правило, показывает значительную просадку. Так, в 2015 году объемы продаж автомобилей сократились на 35,7%, в 2016 — еще на 11%. Но когда экономика начинает постепенно восстанавливаться, то вслед за ней растут и продажи. В 2017 году период падения рынка завершился. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за прошедший год продажи легковых автомобилей и легковых коммерческих автомобилей (LCV) в нашей стране выросли на 12%. То есть мы видим на этом примере, что стабилизация ситуации в экономике  привела к восстановлению спроса на легковой автотранспорт.

Впрочем, помимо глобальных негативных факторов — падения покупательной способности населения и роста стоимости автомобилей из-за снижения курса рубля — на отрасль влияют еще и внутренние изменения.

 
Автолюбителям стало сложнее приобрести собственный транспорт из-за увеличения расходов на его обслуживание — удорожания страховых полисов, повышения цен на бензин, действия налога на роскошь.

Тем  не менее эксперты уверены, что позитивный тренд пока сохранится. Основной довод в пользу таких оптимистичных прогнозов состоит в том, что люди неохотно  меняют привычки — им сложно отказаться от комфортного автотранспорта даже при наличии сдерживающих факторов. Кроме того, сейчас обеспеченность россиян автомобилями невысока. По данным агентства «Автостат» на 1 июля 2017 года, на 1000 граждан приходится всего  290 легковых автомобилей.  В развитых европейских странах аналогичный показатель в 2 раза выше, в США — в 3 раза. Так что, несмотря на высокую волатильность авторынка и неустойчивость потребительского спроса, сегмент имеет значительный потенциал роста, что не может не отражаться на автокредитовании.

Кредиты в помощь 

На интенсивность развития авторынка существенно влияет доступность кредитных средств. В 2017 году объем автокредитования также начал восстанавливаться. За весь 2016 год, по данным FRG, было выдано автокредитов на 353 млрд рублей, в то время как за первое полугодие 2017 года — уже 212 млрд рублей.

 

Снижение процентной ставки, смягчение требований к заемщикам и залоговым автомобилям способствовали увеличению продаж на авторынке. В третьем квартале 2017 года доля автомобилей, купленных в кредит, составила 52,9%, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3,6 п.п, говорится в исследовании НБКИ.

Объясняется такая динамика, в том числе, действием государственной программы льготного автокредитования, которая стала мощным драйвером не только для банковского сектора, но и автопроизводителей.

Но потенциал роста в сегменте автокредитования далеко не исчерпан. По нашим прогнозам, в 2020 году объем продаж автокредитов увеличится на 25%. Таким образом, российский рынок подтянется к европейским «пропорциям», где продажи автомобилей в кредит составляют более 70%.

Наибольший рост будет, по нашим ожиданиям, в сегменте подержанных автомобилей, где доля автокредитных продаж пока составляет всего 15%.  В скором времени она может достигнуть 35%.  Смещение спроса в эту сторону будет происходить из-за увеличения стоимости автомобилей и стремления многих граждан сократить свои расходы на покупку. Еще одна причина — в усилении работы банков на этом рынке.

 

Счет идет на секунды

Рынок автокредитования переживает серьезные изменения. Желающих занять в нем свою нишу довольно много. Интерес банков, в первую очередь, связан с тем, что это залоговый вид кредитования, а потому риски в нем компенсируются залогом. Однако «тихой гаванью»  автокредитование не назовешь — удержаться в этом сегменте все сложнее, поскольку требования к технологиям кредитования повысились как со стороны клиентов, так и со стороны партнеров.

Сейчас некоторые кредиторы готовы предложить конкретный продукт клиенту в течение часа. На текущем уровне развития рынка вся процедура — от момента оформления заявки до подписания кредитного договора — может занимать не более 15 минут. Для салонов важны «горячие» продажи, для клиентов — сэкономленное время.

При этом сокращение сроков рассмотрения и обработки заявки не влияет на качество оценки заемщика и приобретаемого автомобиля —  это стало возможным благодаря автоматизированной проверке. Более того,от заемщика требуется минимальный набор информации — ФИО, паспорт, контактный телефон.

Что касается объекта залога, то именно возможность качественной проверки «прошлого» автомобиля стала спусковым крючком для активизации работы банков на вторичном рынке. Сейчас технологические решения и открытые базы данных позволяют по VIN-номеру автомобиля проверить пробег машины, сведения о ДТП и ремонтах, количестве владельцев, географии эксплуатации автомобиля, а также информацию об ограничениях и залогах.

Первые на конвейере

Автокредитование, по сути, стал первым сегментом залогового кредитования, где банки пошли по пути полной автоматизации процессов выдач и оформления кредита. Совершенствование технологии проведения экспертизы, создание и открытие баз данных для проверки авто и получения информации о клиенте, организация межведомственного взаимодействия — все это приведет в самое ближайшее время к существенному изменению кредитного рынка.

 

На первом этапе использование имеющейся информации позволит значительно улучшить качество обслуживания и сократить время проведения сделки. На втором этапе — сократить операционные  расходы. Игроки, сумевшие аккумулировать и обработать имеющиеся сведения и запустить кредитный конвейер, получат значительное конкурентное преимущество и потеснят остальных участников рынка. Пришло время «горячих» быстрых продаж, когда салонам важно не упустить покупателя, а банкам — долю рынка.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+