К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Выгодный симбиоз. Почему страховщики не смогут обойтись без банков

Фото REUTERS / Fabian Bimmer
Фото REUTERS / Fabian Bimmer
Банки — главный посредник по продажам страховых продуктов. Несмотря на то, что страховщики постепенно сокращают расходы на комиссии, это вряд ли охладит интерес кредитных организаций к страхованию

Страхование жизни стало главным драйвером роста российского страхового сектора за неполный 2017 год на фоне обозначившейся рецессии на рынке этих услуг в целом. В основном рост произошел благодаря банковскому каналу продаж, хотя страховые компании снизили расходы на агентские комиссии. Fitch ожидает, что банки и впредь будут оказывать ключевую поддержку развитию страхования жизни, а также постепенно укрепят свою роль в продажах страхования имущества физических лиц.

Выгода для банков

В потребительском кредитовании комиссии, связанные со страхованием заемщиков, — важный компонент в структуре доходов банков. У рейтингуемых Fitch банков, которые активно кредитует граждан, страховые доходы могут достигать до 5% в розничных портфелях. Некоторые банки продают страховые продукты примерно каждому второму заемщику, который может платить за страхование до 10% от суммы полученного кредита. Причем страховая премия попадает в тело кредита, и, таким образом, на сумму этой премии вдобавок начисляются проценты.

Динамика страховых доходов у банков во многом зависит от темпов роста кредитных портфелей, поскольку количество проданных страховок прежде всего определяется количеством выдаваемых кредитов. В последние годы портфели потребительских кредитов сокращались, однако в 2017 году они возобновили умеренный рост, который может составить до 10% по итогам года.

 

Помимо темпов роста портфелей, на объем страховых доходов банков оказывают влияние еще несколько факторов. Первый — это средняя сумма выдаваемого потребительского кредита. Банковские доходы от каждой проданной страховки увеличиваются вслед за постепенным ростом этого показателя. Согласно данным НБКИ, в этом году средняя сумма кредита наличными составляет около 230 000 рублей по сравнению с 165 000 рублей в 2012 году.

Второй фактор — это количество кредитов, выданных вместе со страховкой, разделенное на общее количество выданных кредитов. Этот показатель, напротив, снижается. Банки, рейтингуемые Fitch, отмечают, что сейчас около 30-50% от кредитов выдается вместе со страховкой — по сравнению с 50-70% несколькими годами ранее. Причина нисходящей динамики в том, что финансовая грамотность розничных заемщиков, а также опыт их взаимодействия с банками постепенно растет, поэтому многие из них отказываются от страхования жизни и здоровья, считая это ненужной и навязанной услугой.

 

И наоборот

Однако не только  кредитные организации получают преимущество от работы со страховыми компаниями. Банки — важнейший и при этом относительно дорогой канал продаж для страховых компаний по сравнению со второй крупнейшей группой посредников — агентами-гражданами. На банки приходится 28,5% на прямые продажи — 27%, на агентов — 25%.  Но именно у банков более высокий уровень комиссионных за продажи, что объясняется их концентрированностью и большей привлекательностью той линейки продуктов, которую они продают.

Зависимость страховщиков от банков особенно высока в страховании жизни, где на кредитные организации пришлось 88% продаж по итогам 9 месяцев 2017 года. Значительными в последнее время стали продажи через банки полисов инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) на фоне падения привлекательности депозитов из-за низких ставок.

Растущая доля ИСЖ в структуре портфелей страховщиков жизни имеет положительный эффект с точки зрения уровня комиссионных расходов. В целом, уровень комиссий в страховании жизни неуклонно снижается с 2013 года — за это время он упал с более чем 45% до 20%. Однако инвестиционные продукты несут в себе больший риск, так как они имеют долгосрочный характер, и страховщикам сложнее прогнозировать уровень досрочных расторжений на тот случай, если ставки по депозитам вдруг повысятся и привлекательность ИСЖ упадет.

 

С другой стороны, ужесточение регулирования ИСЖ, которое уже обозначено как приоритет для регулятора, может затормозить темпы прироста этого рынка в будущем.

С точки зрения банков, рост комиссионного дохода в абсолютных величинах обеспечивается ростом объема продаж, но при этом остается открытым вопрос, каковы издержки банков по администрированию продаж ИСЖ, которое является более трудоемким по сравнению с кредитным.

За 9 месяцев 2017 года рост страхования жизни составил 57% по сравнению с аналогичным периодом прошлого год, а общее страхование сократилось на 1%

В общем (non-life) страховании происходит эволюция линейки страховых продуктов, продаваемых банками. Первое место и по объему собранных премий, и по комиссионному доходу все так же занимает страхование от несчастного случая, которое по покрытию близко к кредитному страхованию в продуктовой линейке страховщиков жизни. Однако после почти двухкратного роста премий, подписанных через банки в 2016 году, страхование от несчастного случая показало в неполном 2017 году 15%-ный спад.

Также банки начинают конкурировать по объему продаж со страховыми агентами в сегменте защиты имущества граждан. Банки берут высокую комиссию по этому виду продаж, но страховые компании готовы ее платить, так как убыточность по продаваемым банками коробочным продуктам очень низкая.

 

А вот в сегменте КАСКО банки давно перестали быть влиятельным посредником — этот рынок обслуживается агентами и автодилерами.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+