ФНС без границ. Что нужно успеть сделать владельцам зарубежных счетов до 2018 года
С 2018 года Россия присоединяется к системе автоматического обмена финансовой информацией между странами в рамках глобального плана ОЭСР по борьбе с уклонением от уплаты налогов — соответствующее cоглашение ФНС подписала еще в мае 2016 года.
Эта система призвана сформировать единый мировой механизм, направленный на противодействие уклонению от уплаты налогов, отмыванию денежных средств и выводу капитала.
В рамках международного обмена процесс сбора и передачи информации организован следующим образом: финансовые институты всех стран-участниц собирают определенные данные о своих клиентах (физических и юридических лицах) и передают их в налоговые органы своей страны, затем между налоговыми органами происходит обмен информацией.
Что узнает ФНС
Информация, подлежащая автоматическому обмену, включает (п. 2 ст. 2 MCAA):
a) для физических лиц: имя, адрес, идентификационный номер налогоплательщика, дата рождения – в отношении каждого держателя счета (Account Holder).
Для юридических лиц: наименование, адрес, идентификационный номер налогоплательщика — в отношении каждого юридического лица-держателя счета; а также имя, адрес, идентификационный номер налогоплательщика, дата рождения — в отношении физических лиц, идентифицированных в рамках процедур due diligence в качестве «контролирующих лиц» (Controlling Persons) этого юридического лица;
b) номер счета (или аналогичный по функции эквивалент);
c) наименование и идентификационный номер подотчетного финансового учреждения (банка);
d) остаток денежных средств на счете на конец соответствующего календарного года (а если счет был закрыт в этом году — на момент закрытия счета).
До начала автоматического обмена все банки (и иные подотчетные финансовые учреждения) стран-участниц MCAA должны будут осуществить специальные процедуры due diligence в отношении существующих и вновь открываемых счетов своих клиентов (как физических, так и юридических лиц), чтобы «категоризировать» их для последующей передачи данных в налоговые органы и восполнить недостающую информацию.
Эта информация будет выявляться банками, во-первых, на основе уже имеющихся у них данных о клиенте, полученных в результате процедур AML/KYC («знай своего клиента»), а во-вторых, на основе информации, отдельно заявляемой самим клиентом (self-certification).
Счета вне наблюдения
Стандарт CRS выводит из-под автоматического обмена существующие счета юридических лиц (Preexisting Entity Accounts), агрегированный остаток на которых не превышает $250 000 на 31 декабря соответствующего года. То есть идентификация, сверка и передача информации о таких счетах осуществляться не будет.
Подотчетные счета (Reportable Accounts), информация о которых подлежит передаче, — это счета, держателями которых выступает:
— одно или более «подотчетное лицо» (Reportable Person), то есть физическое или юридическое лицо — резидент юрисдикции, участвующей в автоматическом обмене;
— «пассивная нефинансовая организация» (у которой прибыль более чем на 50% состоит из пассивного дохода), одно или более контролирующее лицо которой является резидентом участвующей юрисдикции.
Под пассивным доходом понимаются дивиденды, проценты, рента, роялти, авторские гонорары; доходы от продажи финансовых активов, которые генерируют пассивный доход; доход от сделок с любыми финансовыми активами (фьючерсные, форвардные, опционные и аналогичные сделки); доход от сделок по купле/продаже иностранной валюты; доход от сделок своп и т.п.
Из анализа основных правил можно сделать вывод о том, что такие данные, как операции по счету, движения по счету и банковские выписки передаваться в автоматическом режиме не будут. Равно как и информация по компаниям с активным доходом, если по состоянию на 31 декабря сумма денежных средств составляет менее $250 000.
Что делать владельцам
Таким образом, счета к 31 декабря лучше свести к дозволенному минимуму. При наличии подконтрольных компаний с пассивным доходом имеет смысл увеличить объем пассивного дохода с доведением остатка денежных средств до $250 000.
Еще налогоплательщик может воспользоваться спорным моментом определения налогового резидентства — этим по сути занимается сам банк. Существует множество критериев и методик получения статуса налогового резидента — это приводит к тому, что налогоплательщики приобретают двойное резидентство.
Этим механизмом можно воспользоваться при заполнении анкеты в банке. Клиент самостоятельно указывает в анкете (self-certification form) страну своего налогового резидентства и идентификационный номер. Как следствие, снижение налоговой нагрузки возможно путем смены резидентства и выхода за пределы действия российских правил.
Помните о КИК
Не стоит забывать, что в 2015 году Налоговым кодексом РФ введен механизм налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК), в соответствии с которым доходы юрлиц — налоговых резидентов иностранных юрисдикций должны облагаться налогами в России, если только эти иностранные компании не распределяют полученную прибыль и, как следствие, российские собственники не уплачивают налоги в России с таких доходов.
Согласно закону о КИК, контролирующим лицом иностранной организации признается физическое или юридическое лицо, доля участия которого в иностранном бизнесе составляет либо более 25%, либо более 10 %, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами России, в этой организации превышает 50%.
Закон обязывает контролирующих лиц направить в налоговый орган уведомление об участии в иностранных организациях и о КИК и предусматривает ответственность за нарушение обязанностей по своевременному уведомлению, предоставлению достоверных данных и оплате исчисленного налога.
Соответственно те россияне, которые являются контролирующими лицами, а также собственниками недвижимого имущества и счетов за пределами России, но в установленный срок не уведомили об этом налоговые органы, до конца этого года должны принять меры для того, чтобы не стать объектом пристального внимания ФНС.
За нарушения по уведомлению налогового органа о КИК, а также за несообщение об открытых счетах за пределами России предусмотрена административная ответственность. За несообщение о КИК штраф 100 000 рублей за каждую такую компанию, за несообщение о счете — от 300 рублей до 50 000 рублей.
Да, штрафы незначительные, но не нужно забывать про ответственность за неуплату налога, которая составляет 20% от его суммы, а также про уголовную ответственность, к которой могут быть привлечены лица, достигшие совершеннолетия.