К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Кризис не отпускает. Российские банки чаще рефинансируют старые кредиты, чем выдают новые

Фото Toru Hanai / Reuters
Фото Toru Hanai / Reuters
По данным ЦБ, с марта этого года потребительское кредитование в России снова растет. Однако его основным драйвером стало рефинансирование старых кредитов, а не восстановление потребительской активности в стране. Аналитики видят в этой ситуации угрозу для устойчивости банковского сектора

В 2017 году наметилось оживление на рынке потребительского кредитования: начиная с марта этот сегмент растет в среднем на 60 млрд рублей в месяц, отмечается в «Финансовом обозрении» ЦБ за третий квартал. Регулятор зафиксировал положительную динамику впервые с начала 2015 года — все это время потребительское кредитование находилось в отрицательной зоне —и связал ее с восстановлением уверенности населения в своих будущих доходах.

Вместе с тем из обзора следует, что большая часть роста была обеспечена вовсе не новыми потребительскими кредитами, а договорами банков по рефинансированию и пролонгации выданных ранее займов. Объем рефинансирования в апреле-августе этого года оказался в 4 раза больше, чем по кредитованию новых заемщиков, — 2,3 трлн рублей против 0,6 трлн рублей.

Кроме того, в 2017 году основной формой конкуренции между банками стало перетягивание части клиентской базы друг у друга, а не привлечение новых клиентов, обращает внимание регулятор.

В основном это производилось как раз за счет рефинансирования потребительских кредитов, выданных другими банками. Разбивки по типам рефинансирования в обзоре Центробанка нет — регулятор учитывал все типы потребительского кредитования, включая ипотеку, беззалоговые кредиты, автокредиты и т. д.

 

Рост объема рефинансирования кредитов — ожидаемая тенденция с учетом общего снижения ставок и ограниченного притока новых заемщиков, говорит старший директор Fitch Ratings Александр Данилов. С начала 2017 года ключевая ставка Банка России уменьшилась с 10% до 8,25% годовых, за этим снижением последовало и удешевление кредитов.

Риски и угрозы

Эксперты, опрошенные Forbes, видят значительные риски в столь большом объеме рефинансирования кредитов. Некоторые банки, переманивая чужих клиентов более низкими ежемесячными платежами, делают это не только за счет снижения ставки, но и удлинения срока кредита, говорит Данилов. «Иногда доходит до абсурда, когда необеспеченные кредиты выдаются сроком до 7 лет, как ипотека», — отмечает он. В случае возникновения стресса в банковском секторе более низкая доходность рефинансированных кредитов может не позволить банкам отбить кредитные потери, предупреждает аналитик.  «При всем этом заметного снижения долговой нагрузки (у заемщиков в розничном сегменте) мы пока не видим» ,  —констатирует Данилов.

 

Впрочем, если ЦБ введет ограничения на долговую нагрузку (использует показатель PTI — ежемесячный платеж к доходу), да еще и ограничит максимальный срок по  потребительским кредитам — это может существенно снизить риски, полагает эксперт. Регулятор уже заявлял о планах объединить данные кредитных бюро, чтобы упростить для банков оценку кредитной нагрузки заемщиков, однако точные сроки нововведения пока не названы. Текущая модель роста через рефинансирование также способствует усилению перекоса в банковском секторе в сторону более крупных игроков.

В гонке за клиентами будут выигрывать те банки, у которых есть доступ к недорогому фондированию — они могут предложить более выгодные условия. «Очевидно, что преимущество в этой ситуации остается у крупных игроков, прежде всего, госбанков»,  — говорит аналитик S&P Дмитрий Назаров. В такой ситуации небольшим и средним банкам будет еще тяжелее конкурировать в розничном сегменте, предупреждает эксперт.

Директор Национального рейтингового агентства (НРА) Павел Самиев напоминает, что реальные доходы населения падают четвертый  год подряд. В 2014 году они снизились в реальном выражении на 0,7%, в 2015 — на 3,2%, в 2016 — на 5,9%, а за январь-сентябрь 2017 года сокращение доходов составило 1,2% по сравнению с аналогичным  периодом 2016 года.  Таким образом, в потоке тех заемщиков, которые просто захотели улучшить свои условия по займу, могут быть и те, что находятся в проблемной ситуации. Пролонгация для таких людей — всего лишь отсрочка признания проблемы, подчеркивает Самиев.  Заемщик в сложной финансовой ситуации, снизив долговую нагрузку, рискует обременить себя новыми кредитами и ухудшить свое положение, заключает эксперт.

 

Расхождение тенденций

Опрошенные банки из топ-20 по розничному кредитованию в разных сегментах (согласно рэнкингу Frank Research) по-разному оценивают роль рефинансирования в своем кредитном бизнесе.

В Газпромбанке из всех выданных ипотечных кредитов за апрель-август на рефинансирование пришлось 18%, а из всех потребительских кредитов — 11%, сообщили в пресс-службе кредитной организации. Интенсивней рефинансировалась ипотека — на ее долю пришлось 53% от всего объема рефинансируемых кредитов за указанный период, а на потребительское кредитование — 47%.

В Ситибанке можно рефинансировать беззалоговые кредиты и кредитные карты, однако рефинансирование не является основным предложением, если смотреть на объемы кредитного портфеля, утверждает руководитель управления кредитных продуктов банка Анна Цветкова.

Банк «Русский стандарт» также не занимается активным рефинансированием клиентов сторонних банков, заверяет председатель правления кредитной организации Александр Самохвалов. «Основную ставку банк делает на свою клиентскую базу — 37 млн человек. Мы лучше знаем своих текущих клиентов и видим в этом сегменте меньшие риски, чем при рефинансировании», — подчеркивает он.

У Транскапиталбанка в сентябре договоры по рефинансированию кредитов составили 4% как от числа удовлетворенных заявок, так и от месячного объема кредитования. Однако уже в октябре доля рефинасирования удвоилась — она составила 8% от объема кредитования, привел цифры глава дирекции ипотечного кредитования банка Вадим Пахаленко. В Абсолют Банке, по данным пресс-службы, объем рефинансирования за апрель-август составил всего 5% от общего объема выданных кредитов.

 

В свою очередь, в Уральском банке реконструкции и развития услуга рефинансирования была запущена в марте 2017 года, и объемы договоров в этом сегменте в среднем растут на 50% ежемесячно, говорит руководитель дирекции развития бизнеса с физическими лицами банка  Елена Бабина.

Что будет дальше

В условиях падения процентных ставок логично, что рефинансирование является основным фактором спроса на розничные кредиты, и подобная ситуация, вероятно, сохранится в ближайшие полгода-год, прогнозирует Дмитрий Назаров из S&P.

По мнению руководителя группы банковских рейтингов «АКРА» Александра Проклова, регулятору и банкам надо внимательно следить за тем, чтобы не надувался пузырь, особенно на ипотечном рынке, так как в целом этот сегмент сейчас растет быстрее, чем необеспеченное кредитование. Банкам же следует стараться улучшить условия в первую очередь для своих заемщиков, чтобы не растерять клиентскую базу, заключает генеральный директор Frank Research Group Юрий Грибанов.

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+