Банк России планирует ввести надзор над интернет-площадками, которые предлагают частным инвесторам приобрести внебиржевые производные инструменты с финансовым рычагом. К таковым ЦБ относит опционы (в первую очередь бинарные), форварды, свопы со всеми видами базовых активов, а также популярные среди форекс-брокеров контракты на разницу цен (CFD), которые позволяют делать ставку на рост или падение ценных бумаг, не владея ими.
В консультационном докладе ЦБ «Совершенствование регулирования дилерской деятельности», опубликованном 11 сентября, рекомендуется допускать к продаже таких инструментов на территории России только лицензированных участников. Это значит, что торговым онлайн-площадкам, которые чаще всего зарегистрированы за рубежом, придется получить лицензию дилера у ЦБ и действовать строго в соответствии с российским законодательством о ценных бумагах. Последнее подразумевает, что покупать внебиржевые деривативы с финансовым рычагом смогут только квалифицированные инвесторы.
Forbes спросил у Павла Саласа — регионального директора крупнейшей в мире социальной сети для трейдеров eToro, которая специализируются на CFD, чего он ждет от грядущего надзора.
Регулирование на финансовом рынке в любой стране должно руководствоваться двумя целями: первая — это развитие финансового рынка, второе — снижение рисков частных инвесторов.
Сначала о первой цели. Законодательного определения CFD в России не существует. Ближайшим аналогом этого инструмента в нашей стране выступает беспоставочный форвард. Когда мы прорабатывали идею продавать такой дериватив в России при помощи классической брокерско-дилерской лицензии, мы столкнулись с серьезной проблемой: по закону этот инструмент должен хеджироваться исключительно на российской бирже. Это существенно ограничивает количество активов, с которыми можно работать, продавая деривативы.
Касательно снижения рисков частных инвесторов — если мы изучим российский закон о рынке Форекс, то увидим, что он подразумевает минимальную защиту клиента. Дело в том, что, согласно этому документу, форекс-дилер не имеет права хеджировать свои сделки на контрагенте, а это значительно увеличивает риски для инвестора. По большому счету российское законодательство позволяет форекс-дилеру зарабатывать только в тех случаях, когда клиент проигрывает деньги. Закон о рынке Форекс наглядно показал, что, к сожалению, российская законодательная практика зачастую игнорирует лучшие иностранные решения в сфере регулирования.
Возникает закономерный вопрос: а почему мы ограничиваемся только российской средой? Почему российский брокер не может хеджировать риски на иностранном поставщике ликвидности, например, у такой компании, как IG Group? Не надо ограничивать для брокеров возможности хеджирования! Их наоборот надо расширять — это даст больше ликвидности рынку и больше безопасности клиенту.
Кроме того, если брокеру разрешено работать с несколькими контрагентами, то у него есть возможность предоставить лучшие торговые условия для клиента. Если же он вынужден сотрудничать только с одной биржей — это не лучшим образом сказывается на предложении.
В этом свете, прежде чем регулировать рынок внебиржевых деривативов, нужно осознать, какая нормативная база сложилась на данный момент. Сейчас она такова, что дилерам торговать CFD с хеджированием на Московской бирже просто нецелесообразно. Это не работает, поскольку на российской площадке ограниченное количество инструментов по сравнению с международными брокерами и поставщиками ликвидности.
Поэтому каждый раз, когда мы говорим об изменении законодательства или внесение продуктов под существующий закон, необходимо комплексно подходить к проблеме. Нельзя просто так взять и сказать: «Окей, торговля CFD теперь разрешена только некоторым компаниям».
Прежде чем вводить надзор, нужно определить, к каким финансовым инструментам приравниваются эти внебиржевые деривативы и какая лицензия позволяет с ними работать. Например, некоторое время назад обсуждалась идея прописать в законе о ценных бумагах возможность продажи CFD форекс-дилерами, но она так и осталась нереализованной, поскольку по закону о рынке Форекс дилер может торговать только валютными парами. Таким образом, разрешить форекс-брокерам одновременно торговать и CFD, и валютными парами в текущем правовом поле невозможно, иначе возникает законодательный казус.
Также важно учитывать зарубежный опыт и возможности. Мы не должны ограничивать хеджирование только российской биржей. Необходимо разрешить дилерам работать с иностранными контрагентами. Наконец, нужно четко прописать права и обязанности брокера — дать ему возможность как быть контрагентом, так и полностью хеджировать свои сделки.
В конечном счете, Центробанк борется за то, чтобы российские инвесторы оставались в России, платили налоги со сделок, работали на локальном рынке. Для этого надо создать те условия, к которым люди уже привыкли, работая долгое время с международными брокерами. Рынок CFD существует десятилетия. Его инструменты торгуются по всему миру, а инвесторы привыкли к определенному сервису, продукту, правилам игры. Если ЦБ планирует регулировать этот рынок, то ему нужно идти от потребителя к регулятору, а не наоборот. Ведь инвесторы в CFD и другие деривативы готовы работать в российской юрисдикции ровно до того момента, пока им станет некомфортно