Без резких движений: о чем говорит реакция S&P 500 на инаугурацию Трампа
20 января Америка обрела своего 45 президента. Вместе с этим событием нация получила лидера, суды — громкие иски, СМИ — поводы для дебатов и шоу, агентства национальной безопасности - доводы для роста бюджетов, историки — точку для отчета, а, самое главное, мировая экономика изменила тренд собственного развития. В потоке слов статистика сохранит сухие цифры для поиска закономерности.
Прошедшая избирательная компания подтвердила все ожидания по части высоких бюджетов. Согласно данным федеральной избирательной комиссии США, совокупные расходы кандидатов за 21 месяц составили $1,3 млрд. На свое продвижение Трамп потратил более $320 млн, что практически в два раза меньше Хиллари Клинтон, у которой затраты достигли $623 млн.
В части скандалов и по технологиям черного пиара все было как подобает таким событиям. Каждая неделя содержала новые пикантные подробности относительно личности кандидатов. Все, как в хорошо режиссированном сериале, — напряжение и острота полемик до последнего дня держали избирателя и мировую общественность. «Карточный домик» получил готовый сюжет для очередного сезона.
А что же фондовый рынок 20 января? Насколько он отличался от подобных дней в истории США за последние 55 лет? Церемония прошла без проволочек, негативные прогнозы остались лишь версиями. Резких движений не было. По итогам торгов S&P 500 закрылся на уровне 2271,31 пунктов с незначительным ростом в 0,34% относительно предыдущего дня закрытия. Надо заметить, что в первый срок правления это лучший результат за последние 54 года. До этого отметились Джон Кеннеди и Линдон Джонсон ростом индекса на 0,32% и 0,25% соответственно. Падение происходило гораздо чаще, например, при Билле Клинтоне и Джодже Буше-младшем рынок закрывался на 0,4% ниже предыдущего дня торгов. Худший результат зафиксирован в 1981 году в день инаугурации Рональда Рейгана. Тогда индекс потерял 2,02%. В другой день вступления в должность Рейгана биржа продемонстрировала зеркальную динамику, S&P закрылся +2,28%.
Самым сильное падение за день было при Бараке Обаме в 2009 году. Индекс широкого рынка снизился на 5,28%. Объективно здесь полным ходом шел мировой экономический кризис.
Показательно выглядит картина по итогам первого года правления президентов. При демократе Джоне Кенниде фондовый индекс показал 23% роста, аналогичную динамику зафиксировали во времена Джонсона в 1963 году, S&P прибавил 19%. Далее следовала стагнация рынков, при Джеральде Форде в 1974 году потери выглядят внушительно -29,72%. На свой пост Форд вступил не 20 января, а 9 августа 1974 года после отставки Никсона, связанной с расследованием по делу Уотергейта. Характерно заявление Форда: «Наш долгий национальный кошмар окончился». Рост Америки был в первый год президентства только через 15 лет при Буше Старшем, тогда годовой рывок составил 27,25%. По накатанной было у Билла Клинтона +6,3% в 1993 году. Примечателен итог первого года правления Барака Обамы +25,2% по S&P 500. Здесь заслуга ФРС с ее низкими ставками, программой количественного смягчения и низкой базой.
Как бы не относились к Трампу соратники и критики, личность его одиозная. Просто так стать первым среди равных нельзя при всей демократической избирательной системе США. Преимущество институтов США – наличие возможности задать новый вектор развития. Народ и корпорации сделали свой выбор. Конечно, необходимо делать поправку на фактор «черного лебедя», когда ставятся такие амбициозные цели. Пока будем исходить из ретроспективы исторических данных о том, что рынок закладывается на рост в 2017 году, и это несмотря на исторические максимумы самого индекса, риск неполного исполнения фискальных стимулов экономического роста и отказ от предыдущих соглашений, в частности выхода США из Транстихоокеанского партнерства. Здесь все зависит от умения противостоять саботажу противников президента и работоспособности команды Трампа, которая подобрана под стать ему самому. Однозначно акционеры и менеджмент корпораций запомнят ближайшие 4 года, как эпоху большого бизнеса в Белом доме.