Сегодня российская пенсионная система состоит из двух обязательных компонентов – солидарного и накопительного. По закону, работодатели должны перечислять 16% в солидарную распределительную систему, за счет которой государство платит действующим пенсионерам; а 6% – в накопительную систему (это личная копилка каждого работника). Однако на формирование второго компонента с начала 2014 года правительство объявило мораторий, поэтому работодатель перечисляет в распределительную систему 22%.
В отличие от обязательных накоплений ИПК будет формироваться не из взносов работодателей, а из самостоятельных отчислений работника. То есть в дополнение к тем обязательным 22%. По замыслу Минфина и ЦБ это от 0% до 6% от зарплаты. Каждый человек может изменить ставку взноса в любой момент, кроме того, он может воспользоваться «каникулами» и приостановить уплату взносов на срок до 5 лет. В качестве стимулов авторы концепции хотят предложить гражданам налоговый вычет по НДФЛ в размере уплаченных взносов; работодателям – за администрирование процесса – льготу по налогу на прибыль.
Выплаты по ИПК (как и остальные пенсионные выплаты) граждане смогут начать получать по достижении пенсионного возраста или досрочно – в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств или тяжелого заболевания (в этом случае НДФЛ придется заплатить).
Хранить и приумножать индивидуальный пенсионный капитал должны будут негосударственные пенсионные фонды. Гражданин сможет переводить ИПК в любой фонд, который прошел проверку ЦБ. Сохранность взносов в ИПК будет гарантировать государство. Все это можно сказать и о существующем сейчас компоненте – обязательных накоплениях.
Главное отличие пенсионного капитала от обязательных накоплений – государство не объявляло на его формирование бессрочный мораторий. Для его существования не нужны бюджетные средства, а значит он имеет шанс выжить.
Зачем нужна очередная пенсионная реформа? Ответ в пяти графиках.