В пятницу британский фунт продемонстрировал стремительный обвал, всего лишь за пару минут валюта потеряла около 6% (с 1,26 до 1,18) относительно доллара. Давление на валюту усилилось после заявления премьер-министра Великобритании Терезы Мэй о том, что миграционные вопросы остаются приоритетом. В таких условиях британские компании не смогут рассчитывать на прежние условия доступа на европейский рынок. Однако эти заявления появились в начале недели. Негативные ожидания усилились после крайне жестких высказываний президента Франции Франсуа Олланда о том, что Brexit должен быть «жестким» — это означает выход Британии из европейской зоны свободной торговли.
Подобные сигналы пришли и со стороны канцлера ФРГ Ангелы Меркель, создав крайне негативный информационный фон вокруг британской валюты. Такой сценарий действительно предполагает снижение фунта в диапазоне $1,1-1,2 за фунт и паритета британского фунта с евро в среднесрочной перспективе, но не одномоментный обвал. Из 11 трлн фунтов внешних активов и обязательств Великобритании (580% ВВП страны) около 40-45% приходится на взаимоотношения в ЕС и «жесткий» сценарий развода приведет к существенному оттоку капитала и выводу финансовых потоков из под юрисдикции Лондона, сокращению взаимного товарооборота.
Для компенсации негативного эффекта от падения экспорта товаров и услуг (30-50 млрд фунтов в год) требуется существенное снижение курса британского фунта относительно евро и доллара до вышеозначенных уровней. Безусловно, фунт сейчас находится под давлением выхода Великобритании из состава ЕС, однако данное падение выходит за рамки непосредственного влияния Brexit. Если посмотреть на ситуацию с позиции цифр, то одна из самых ликвидных валют в мире на самом ликвидном рынке (ежедневный оборот мирового валютного рынка составляет $5,1 трлн, из которых оборот по британскому фунту $650 млрд) за считаные минуты теряет 6%.
Flash crash фунта в чем-то сходен с подобным обвалом фондового рынка США в мае 2010 года, когда за час американский фондовый рынок обрушился на 10%. Но если обвал фондового рынка США происходил во время работы американского рынка, т. е. наиболее высокой ликвидности, то обвал британского фунта произошел в период крайне низкой ликвидности. Многие участники рынка поторопились обвинить в этом обвале высокочастотную торговлю (HFT), действительно, этот фактор мог усугубить ситуацию, но все же вряд ли именно он стал причиной такого обвала. Суть заключается в том, что негативные новости о Brexit наслоились на ситуацию с аномально низкой ликвидностью в Азии.
Первый фактор — всю неделю на рынке в связи с праздниками практически отсутствовали китайские инвесторы, которые фактически пропустили резкое негативное изменение конъюнктуры валютного рынка. Мало того, рынкам предстояли трехдневные выходные (в связи с национальными праздниками в понедельник отдыхают Япония и США) в преддверии которых инвесторы предпочитают сокращать маржинальные позиции в валютах, особенно в тех, которые подвержены риску падения. Неслучайно обвал фунта фактически пришелся на начало работы азиатских рынков, первые китайские участники валютного рынка возвращались после праздников в ситуацию с резко ухудшившейся конъюнктурой, а японские уходили на длинные выходные в условиях риска падения британской валюты.
На фоне крайне низкой ликвидности это могло привести к тому, что объемы продаж валюты на фоне отсутствия на рынке покупателей, усиленные срабатыванием стоп-ордеров на продажу ниже 1,25, и стали причиной моментального падения британского фунта. В связи со сложившейся ситуацией стоит вспомнить, что flash crash американского фондового рынка в 2010 году также происходил после длительных выходных в Японии, когда японские инвесторы пришли с выходных на фоне резко ухудшившейся конъюнктуры фондового рынка и начали интенсивно распродавать американские активы, вряд ли это совпадение. Это может означать, что огромные азиатские инвестиции на мировом рынке, которые накоплены за последние десятилетия, будут играть все большую роль в движении разного рода финансовых активов.
Учитывая крайне неравномерное распределение ликвидности торгов внутри дня на фоне роста доли азиатских капиталов, частичного ухода глобальных банков с рынков и снижения ликвидности (в связи с ужесточением регулирования и оптимизацией деятельности), роста доли высокочастотной торговли и роботизированных систем, подобные ситуации на рынках будут возникать все чаще. Для многих участников рынка это будет означать рост стоимости риска волатильности и может привести к еще большему ухудшению ситуации с ликвидностью на мировом финансовом рынке.