Вспоминаете ли вы 2008 год, когда сегодня смотрите на динамику курса рубля? Ровно шесть лет назад, в ноябре, российская валюта так же, как сейчас, рушилась по отношению к доллару. Центральный банк проводил интервенции на валютном рынке и поднимал процентные ставки.
В 2008-м я писал в обзоре:
«На первый взгляд, ЦБ делает то, что и должен, — поддерживает стоимость рубля за счет сокращения золотовалютных резервов, а процентная ставка по кредитам overnight поднята до 12%. Но при ближайшем рассмотрении Банк России, как и большинство регуляторов, пренебрегает одним из факторов — количеством рублей в обращении. И ситуация не меняется. ЦБ предоставляет рубли на рынок без каких-либо ограничений. Если спрос снизится, а предложение не изменится, то падение курса рубля приведет к неизбежным последствиям. Когда участники рынка замечают, что ЦБ неправильно управляет объемом предложения рублей, то спрос на него падает еще больше. «Рублевая масса» известна как денежная база. По состоянию на 10 ноября 2010 года, ЦБ сообщал, что она составляла 4416 млрд рублей, или при курсе 27 рублей за доллар эквивалентно около $163 млрд. 1 сентября денежная база составила 4508 млрд рублей. Несмотря на отчаянные усилия ЦБ по поддержке курса, денежная база практически не изменилась».
Прошло шесть лет. Стоимость рубля в конце 2013 года упала до значения 32 рубля за доллар, а не так давно превысила отметку 41 рубль. Учетная ставка ЦБ находится на уровне 8%, Банк России в октябре потратил на интервенции $9,262 млрд (370 млрд рублей при курсе 40 рублей за доллар). Но ничего не достиг. Причем это последовало за продажей $39 млрд и €3,8 млрд ранее в этом году.
А что с денежной базой? К сожалению, нет данных за октябрь этого года, но на 1 февраля 2014 года в обращении было 9,5321 трлн рублей и 9,947 трлн на 1 октября.
Существуют сезонные колебания денежной базы, но в кризисной ситуации она должна сократиться примерно на такую же сумму, что и интервенции на валютном рынке.
С октября они должны были привести к сужению рублевой денежной базы примерно на 1,54 трлн рублей (сокращение примерно на 15%). Но этого не случилось. Вместо этого, денежная база увеличилась на 6%. Проблема слишком большого объема рублей усугубилась с обычными последствиями. Произошедшее в октябре мы сможем оценить в статистике в ближайшее время, и я думаю, там мы опять не увидим сокращения денежной базы.
Вот что я писал в 2008 году:
«Банк России продавал доллары и получал рубли взамен. Для поддержки курса эти рубли должны не попадать в обращение. Иными словами, денежная база должна снижаться на эквивалентную сумму. Если бы в 2008 году это произошло, то денежная база сократилась примерно на 60%, или 2,646 трлн рублей. И осталось бы лишь 1,770 трлн. Центральный банк мог бы купить все рубли, которые находятся в обращении. Упомянутое снижение денежной базы на 60% является очень значительным. Но на практике оно вряд ли будет необходимо, так как это слишком титанические усилия для поддержки курса валюты. Если Центральный банк найдет верное решение проблемы, то и 20% сокращения было бы более чем достаточно. Это потребовало затратить около $33 млрд из золотовалютных резервов, сравнительно небольшой суммы.
Пока кризис не пройдет, денежная база не должна расширяться с помощью других инструментов на открытом рынке, таких как тергетирование ставок. Операции по скупке рублей должна быть «нестерилизованной».
Не знаю, читал ли кто-то мои обзоры 2008 года в российском правительстве, но знаю, что в начале 2009 года они приняли именно описанные меры. В феврале 2009-го денежная база сократилась на 22%, то есть точно в соответствии с объемом проданной иностранной валюты. И это сработало: рубль вырос в цене — и кризис миновал. Я описал это в книге Gold: the Monetary Polaris.
Мы в очередной раз разобрались в том, как это работает. Разобраться должен и Банк России, ведь
Банк России должен прекрасно знать об этом. Потому что именно эта организация поступала так в 2008 году, и у них получилось. Но похоже на то, что они забыли, как это работает ( вероятно, сейчас там работают новые люди), а монетарная политика, сегодня находятся в руках болванов. Но хотя это свойственно не только для России, а вообще практически для всех стран. И хотя мне не всегда верят когда я об этом говорю, но как еще эту ситуацию назвать по-другому?
Центральный банк имеет несколько вариантов действий. Он мог бы распродать часть своих золотовалютных резервов и эквивалентно сократить денежную рублевую базу, как сделал в 2009 году. Также он мог бы выпустить и продать прочие активы (например, облигации) и сократить денежную базу на необходимый объем. Таким образом не пришлось бы терять золотовалютные резервы вообще. Я бы предложил начать с 10-процентного сокращения денежной базы и потом довести это количество до 20% или 30% при необходимости. На самом деле нет значения, какой актив вы продаете. Важно, чтобы в итоге у вас было меньше рублей, чем на момент начала этой операции.
Я надеюсь, что Россия сумеет показать результаты в новой денежной политике на базе золота. Однако, прежде чем это произойдет предстоит понять некоторые вещи о том, как правильно управлять свой валютой. Невозможно управлять валютой, если ты ведешь себя как болван.