К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Продавцы на дронах: пять трендов, которые изменят рынок коммерции

Фото Ultimaker
Фото Ultimaker
Почему исчезнут автодилеры, продавцы товаров для дома и аптеки

Наши дети вряд ли вспомнят, что такое книжные магазины. Они не будут знать ничего про прокат видеокассет или продажу компакт-дисков. Возможно, они прочитают в учебнике про крах одной из крупнейших в мире компаний, которая придумала рынок домашней фотографии и занимала на нем доминирующее положение с более чем 100 000 точек продаж и печати только в США, — Eastman Kodak. Последняя обанкротилась в 2012 году, потеряв более $31 млрд капитализации за несколько лет.

Рынок развивается настолько быстро, что даже появившиеся недавно онлайн-магазины испытывают постоянную проверку на прочность. Третья технологическая революция полностью изменит представление о формате взаимодействия с магазинами. Революция приведет к исчезновению любых неэффективных областей при взаимодействии с потребителем. Все эффекты такого быстрого развития технологий на сегодняшний момент предсказать достаточно сложно, но то, что изменения меняют нашу жизнь уже сегодня, абсолютно бесспорно. Если попробовать спрогнозировать изменения в ближайшие несколько лет, то существует минимум пять областей, которые кардинально изменят мир торговли.

Первый тренд — 3D-принтинг

Этот тренд скоро полностью перевернет представление о персонализации, заодно отправив в небытие индустрию магазинов моды. Если через пять лет вас спросят, как удобнее получить пару новых модных футболок, например, от Dolce&Gabbana, вы даже не будете думать. Конечно, зайти на сайт, надеть шлем виртуальной реальности, посмотреть, как выглядит футболка на самом себе или на человеке, который будет ее носить, заплатить за дизайн и тут же распечатать на принтере. Это быстрее и дешевле за счет исключения звена физической логистики.

 

Оптимизация стоимости логистики затронет и более сложные товары, с производственной цепочкой в нескольких странах и с длинным плечом доставки полуфабрикатов и комплектующих. Чтобы произвести обычный автомобиль, на сегодня задействованы десятки заводов и комбинатов на разных континентах. Чтобы продукция горно-обогатительных, металлургических и нефтеперерабатывающих заводов превратилась в красивое авто, она преодолевает тысячи километров путей. Вполне можно оценить размер экономии на логистике с количеством переделов, измеряющихся десятками, в десятки процентов стоимости готового изделия.

Второй тренд — оптимизация логистики

Если посмотреть статистику самой быстрорастущей экономики мира — Китая, то за восемь месяцев 2016 года, согласно исследованиям Китайской ассоциации логистики и закупок, объем логистических операций вырос на 6%, при этом его себестоимость снизилась на 3%. И это при стремительном росте оборота товаров народного потребления почти на 45% за год. Это означает, что мы наблюдаем повышение качества экономики со снижением издержек на логистику.

 

Почему? Повсеместный учет и автоматизация управления системами запасов и заказов должны серьезно сократить оптовый функциональный цикл — время от момента размещения заказа на товар до момента доставки этого товара в магазин. По данным Европейской промышленной ассоциации, расходы на содержание запасов, включая расходы на персонал управления и потери и кражи, в общей структуре затрат на логистику составляют от 30% до 55% в зависимости от отраслей промышленности.

Если перейти к затратам на перевозку и обработку, то доля зарплаты, например, в грузовых автоперевозках, составляет 15-20%, а доля затрат на топливо — 25-30%. Каждый год топливная эффективность улучшается, и тренд в этом направлении очевидный. Что касается зарплаты, то вопрос повсеместной замены водителей на роботизированные автопилоты, автоматическая обработка грузов без участия человека и доставка беспилотными дронами непосредственно потребителям является лишь вопросом времени.

Я абсолютно уверен, что развитие рынка доставки дронами сделает ненужным любое взаимодействие человека с магазинами товаров повседневного спроса. Такие товары практически никогда не удовлетворяют потребности человека, а являются промежуточными, но обойти которые до сих пор не представлялось возможным, так же как и финансовые операции и услуги связи. Человек хочет общаться, красиво выглядеть, вкусно ужинать на чистой кухне, и это не одно и то же, что покупать кастрюлю, средства для мытья посуды, джинсы или приходить в банк для открытия счета. И сейчас начинают появляться возможности убрать промежуточные звенья. Благодаря появлению умных вещей и умных технологий.

 

Третий тренд — диджитализация окружения

Выражения «умный дом», «умный телефон» или «смартфон» давно уже вошли в наш обиход. Системы умного дома автоматически поддерживают процессы в доме: водоочистку, освещение, звуковое сопровождение, охрану, и делают это с минимальным вмешательством человека. Умный дом перерастает в более крупный формат — умный город: технологии управления городскими системами, такими как транспорт, освещение, отопление, утилизация мусора и многими другими.

Каждый месяц внедряются новые идеи умного транспорта и энергетики, e-health — умной технологии контроля за организмом. Умные финтех-платформы уже занимают очень значимые сегменты рынка. Например, китайская финтех компания Creditease, работающая только через интернет, организовала в прошлом году выдачи небольших кредитов на сумму более $15 млрд — это почти столько же, сколько получено потребительских кредитов в России за тот же год.

Умные технологии меняют взаимодействие потребителя с поставщиками услуг и товаров. Если на сегодняшний момент большинство населения в глаза не видело, как выглядит поставщик электроэнергии, то почему то же самое не должно происходить, например, с хозяйственными магазинами и аптеками? В недалеком будущем электронный врач, выписывая электронный рецепт, будет сразу отправлять его в электронную аптеку с автоматической доставкой. А электронный водитель будет доставлять вас всегда вовремя в необходимое место на машине, только что помытой на электронной мойке и заправленной на электронной заправке.

Приведу самый яркий пример прошедшей диджитализации в нашей жизни — практически исчезнувшая индустрия звукозаписи. Если раньше только в фирме грамзаписи «Мелодия» работало более 40 000 человек, а по всей стране количество занятых в этой индустрии приближалось к 300 000 человек, то на сегодня вся мировая индустрия звукозаписи живет у вас в смартфоне в виде кнопки «Музыка».

Четвертый тренд — мобильность

Взаимодействие с потребителями стремительно становится мобильным. Смартфон меняет свою ценность, превращаясь в мобильный кошелек, поисковую систему и окно в магазин. По оценке одного из крупнейших рекламных агентств в сфере электронной коммерции Criteo, более 86% жителей Сингапура используют мобильный телефон для платежей и покупок. В Японии и Великобритании во втором квартале 2016 года мобильные устройства перешли 50%-ный порог, обогнав настольные компьютеры по объему транзакций. В остальных странах мобильная коммерция тоже растет, приближаясь по конверсии в покупки к настольным компьютерам.

 

Но то, что сегодня происходит в китайской торговле — так называемый On-line-2-Off-line (О2О), по настоящему удивляет и подталкивает по другому взглянуть на мир уже завтра. Десятки миллионов китайцев не только оплачивают свои покупки через приложения на телефонах, но также ищут и выбирают через приложения товары и услуги, при этом находясь «физически» в магазине или рядом с ним.

Покупатели ищут подходящий товар, смотрят наличие подходящих размеров, получают купоны на скидки, могут выбрать альтернативный товар или продавца и даже провести онлайн-аукцион на интересующий их товар в своем смартфоне. На этом рынке идет схватка крупнейших китайских компаний.

Развиваются как «платформенные» приложения, так и приложения крупнейших торговых компаний. Лихорадка началась немногим более года назад, когда в игру включились самые большие игроки: Tensent, разработчик крупнейшего в мире мессенджера WeChat, самая большая компания из мира интернет-коммерции Alibaba, лидер среди китайских поисковых систем Baidu, владелец миллионов метров торговой недвижимости в Китае конгломерат Wanda и другие. Сегодня это самый быстрорастущий сегмент мобильных приложений в Китае, и это является настолько серьезным трендом, что, по моему мнению, точно перерастет Китай и будет глобальным уже в ближайшие пару лет.

По всему миру появляется огромное количество маркетплейсов и платформ в виде приложений в смартфонах, которые помогают владельцу ориентироваться в большом мире электронной коммерции. Так же стремительно усложняется инфраструктура торговых центров. Потоковая идентификация клиентов и даже изменения их настроения на основе обработки изображений с видеокамер меняют принципы офлайн-торговли. Трекинг потребителя от входа до выхода, полная и подробная аналитика по каждому человеку позволяют на основе собранной информации поддерживать связь с клиентом в онлайне даже после его ухода из торгового центра.

 

Пятый тренд — персонализация

Еще 100 лет назад никакой персонализацией даже не пахло. Крупное индустриальное производство ХХ века накладывало свои требования. Про высказывание Генри Форда о любом цвете машины, если он черный, все, наверняка помнят. Первый индивидуальный подход к потребителю возник чуть больше 50 лет назад в США, как ни странно в сфере строительных товаров.

Магазины DIY («сделай сам») предложили покупателю самому выбирать все, что ему нужно, из огромного спектра представленных вариантов. Сейчас поколение миллениалов многие называют поколением DIY. Тысячи чехлов для мобильных телефонов, сотни видов крафтового пива, тюнинг машин и мотоциклов, миллионы различных фотографий в Instagram — это вполне сложившийся тренд и ежедневная потребность людей быть разными. Личные предпочтения всегда были безграничны.

Но только современные технологии научились это обрабатывать. Анализ запросов в интернете позволяет персонифицировать рекламные объявления в поисковых системах. Анализ данных о музыке и фильмах, которые вы слушаете и смотрите, о ваших впечатлениях и предпочтениях позволяет предоставлять персонализированные рекомендации по контенту в стриминговых и облачных сервисах, таких как Netflix, iTunes, Google Play. Более того — мнения миллионов пользователей уже используются в принятии решений в сфере креативности — по созданию нового контента, написанию сценариев, найму актеров, нюансам звуковой обработки.

Персонализация стала настолько актуальной темой, что количество поисковых запросов сочетания «big data» в Google за последний год выросло в 35 раз. Изучение потребительских предпочтений в покупках товаров и изменений потребительского поведения есть в решениях моей компании и других, например финансовая платформа Cashoff собирает все счета, карты и электронные кошельки в одном месте и анализирует все расходы и операции.

 

Я уверен, что технологическая революция, которая происходит у нас на глазах, полностью изменит рынок коммерции. Исчезнут целые отрасли, автодилеры, продавцы товаров для дома, аптеки, кардинально изменится фэшн-индустрия и торговля продовольственными товарами. Уже сегодня появляется альтернатива фундаментальным принципам ценообразования в продажах, где ценность будет определять не качество или бренд, а полнота и скорость реакции на потребности каждого конкретного человека. Конкуренция пришла в магазины и требует жертв. Потребитель уйдет в пространство, которого раньше не было.

Мир становится очень интересным. Мне лично интересно еще, увеличится ли потребление алкоголя в барах, после того как автомобилям перестанут требоваться водители?

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+