«Коррупция в России — это бизнес, поэтому основная масса взяток идет в денежной форме», — утверждает глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. Иные виды взяток, по его словам, являются способом наладить отношения с нужным человеком во власти. Подарив любителю охоты снегоход или квадроцикл, проще говорить с ним о получении разрешения на строительство или о получении госконтракта.
«Если хорошие отношения уже выстроены, — говорит Кабанов, — ты за что-то не платишь, ты можешь заходить в кабинет и в более спокойной обстановке решать свои проблемы».
Корпоративная политика многих компаний и российское законодательство запрещают дарить чиновникам дорогие подарки. Однако многие менеджеры обходят это правило. Во время скандала с компанией Siemens выяснилось, что она оплачивала поездки российских связистов на немецкий фестиваль пива «Октоберфест», чтобы получить выгодные контракты. Чем еще компании пытаются расположить к себе госслужащих и что чиновники требуют за свою благосклонность?
Отдых
Оплата отдыха чиновников за рубежом остается одной из наиболее распространенных форм взяток в неденежной форме. По словам Кирилла Кабанова, уровень поездки напрямую зависит от статуса отдыхающих. «Иногда все отделение милиции отправляют в Турцию. А когда покупают человека высокого уровня, ему оплачивают чартер на сафари в Танзании», — говорит он.
Чтобы подстраховаться, чиновники берут взятки не для себя, а для своих близких или родственников.
К примеру, прошлой осенью сотрудники отдела по борьбе с экономическими преступлениями обвинили туристическую фирму в нарушении законодательства. «При этом они сказали, что компания обманным путем завладела денежными средствами своего партнера», — говорит юрист компании «Налоговик» Роман Терехин. По его словам, оперативники не предъявляли никаких официальных обвинений и документов на проведение проверок. Они угрожали описать и изъять компьютеры и другую офисную технику компании.
После этого сотрудники ОБЭП намекнули, что могли бы прекратить проверку, если им предоставят четыре путевки на 10 дней в Хорватию, в указанные ими даты и в определенные отели для «хороших людей». Однако компания давать взятку отказалась, вызвала знающих юристов — и конфликт был исчерпан.
«Видимо, предполагалось взять наскоком, запугать и получить с турфирмы «быструю» компенсацию», — рассуждает юрист.
Телефонные карты
По словам Терехина, иногда сотрудники милиции предпочитают брать взятки в натуральной форме, надеясь, что так их труднее будет поймать за руку. К примеру, сотрудник милиции нашел налоговые нарушения в региональном подразделении компании, специализирующейся на продаже карточек моментальной оплаты. Возбудить уголовное дело по ним было нельзя: прошли сроки давности. Однако директору филиала он об этом не рассказал, а предложил решить вопрос другим способом.
«Я готов войти в ваше положение и не возбуждать дело, — сказал директору сотрудник милиции. — Деньги я за это брать не буду, я ж не взяточник. Сделаю это бескорыстно. Кстати, у вас случайно нет ненужных карточек оплаты? Примерно на 100 000 рублей? А насчет дела — я тогда что-нибудь придумаю».
Они договорились о встрече через несколько дней. Но прежде чем соглашаться, директор обратился за советом к более опытным знакомым, которые порекомендовали ему пожаловаться на милиционера. В результате оперативник сейчас находится под следствием за вымогательство взятки.
Антиквариат и часы
Большой популярностью среди чиновников пользуются антикварные изделия. Выбор подарка зависит от вкусов госслужащего. «Кто-то собирает бронзу, кто-то — часы, кто-то — картины, — говорит Кирилл Кабанов. — Я знаю одного чиновника, которому дарили Айвазовского».
По его словам, большой популярностью также пользуются часы с надписью «От президента». Речь идет не об именных часах, которые президент дарит особым указом, награждая выдающихся людей, а об их подобии.
«Многие чиновники пытались их достать, потому что они со швейцарским механизмом, в золоте», — говорит Кабанов. Кроме того, эта вещь представляет и нематериальную ценность: обладатель президентских часов может хвастаться ими перед непосвященными людьми, рассказывать историю этого подарка.
Но бывают и обратные ситуации, когда взяткой является покупка ценной вещи. По словам Терехина, один следователь предложил директору проверяемой компании приобрести у его знакомого старинную икону за приличную сумму. «Сделка даже оформлялась через нотариуса, хотя стоимость иконы была сильно завышена, — говорит он. — Дело после этого, естественно, было закрыто».
Реклама
Небольшим компаниям часто предлагают откупиться от проверяющих своей продукцией. Иногда это выглядит очень необычно. После проверки рекламного агентства на трассе появилось несколько рекламных щитов с благодарственными надписями и фотографиями супруги одного из руководителей регионального УВД. Так местный предприниматель расплатился за то, чтобы в отношении него не возбуждалось уголовное дело по факту мошенничества. «В итоге все были счастливы: и бизнесмен, избежавший наказания, и офицер милиции, получивший возможность порадовать свою супругу», — говорит Терехин. По его словам, такой тип взятки очень трудно доказать, поскольку передачи материальных ценностей не происходило, а рекламную кампанию на улицах вообще можно представить как личную инициативу бизнесмена, тем более что в ней никак не фигурировал представитель УВД.
Концерты
Многие коммерсанты устраивают концерты: привозят за свой счет звезд на день рождения какого-нибудь регионального чиновника. Уровень привозимых знаменитостей зависит от статуса госслужащего и его вкусов. «Это очень любят региональные лидеры в южных этнических республиках, и многие им привозят туда звезд», — говорит Кирилл Кабанов. Средняя стоимость выступления одного из участников рейтинга знаменитостей Forbes составляет несколько десятков тысяч долларов. Это не такая высокая цена за симпатию важного человека.
Кроме того, близкие к властям бизнесмены нередко приглашают чиновников на свои частные вечеринки. «Сколько чиновников было на дне рождения Тельмана Исмаилова? — рассуждает Кабанов. — У нас это уже норма, хотя во всем мире это считается конфликтом интересов».