К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Начало года ознаменуется ураганным ростом автомобильных продаж»

фото Евгений Дудин / Коммерсант
фото Евгений Дудин / Коммерсант
Основатель и президент «Фаворит-Моторс» — о том, чем ему нравится кризис, почему он перестал продавать «Лады» и что будет с АвтоВАЗом

В 2007 году основатель и президент крупнейшего дилера АвтоВАЗа «Лада-Фаворит» Владимир Попов объявил о том, что прекращает торговлю российскими автомобилями и переименовывает компанию в «Фаворит-Моторс». Теперь компания продает только иномарки и входит в десятку крупнейших автодилеров страны с годовой выручкой $600 млн. О своем бизнесе с АвтоВАЗом и без него, а также о том, что, по его мнению, будет дальше с заводом, Владимир Попов рассказал в интервью Forbes.

— Как вы вообще попали в автомобильный бизнес?

— Как и все, в начале 1990-х торговал оргтехникой. Потом заложил квартиру и купил 50 подержанных автомобилей на аукционе в США. Купил в среднем по $7000 за штуку, привез, немного подремонтировал и продал по $14 000. Хватило  вернуть кредит  и купить следующую партию.

 

— Это вы завезли сразу ставшие в Москве «авторитетными» огромные американские «шевроле-люмины», на которые даже большие чины МВД пересели?

— Нет. Это были другие герои. Мы привезли Grand Cherokee, еще более «авторитетные» (смеется). Сам я тогда  на  белом Eldorado Coupe ездил. Бизнес обязывал.

 

— Почему решили бросить высокодоходный бизнес на иномарках и перейти на «лады»?

— Во второй половине 1990-х он уже перестал быть высокодоходным. На ввоз иномарок были введены пошлины, но не это главное. Логистический цикл составлял минимум три месяца, а если вы помните, в тот период инфляция в России была непредсказуема. В стране строилась пирамида ГКО. Кредитные проценты были абсолютно сумасшедшими. Единственным быстро оборачиваемым товаром на автомобильном рынке были «жигули». Так в 1997 году мы стали официальным дилером АвтоВАЗа под маркой «Лада-Фаворит».

— Насколько я помню, вы под этой маркой продавали обычные «лады» с разнообразными пластиковыми обвесами. Много на этом зарабатывали?

 

— Мы в то время стали концентрироваться на инновациях. Главной из них стало дифференцирование компании по основному продукту и создание специальных серий. Мы перекрашивали машины, дорабатывали подвеску, улучшали агрегатную часть и салон. Обвесы увеличивали стоимость машины  на $400, более глубокая доработка поднимала цену на  $4000-5000. В основном, конечно, меняли внешность. Кто-то должен был этим заняться, тем более спрос был. Мы продали десятки тысяч таких автомобилей. Притом что автомобиль дешевле нашего можно было купить где угодно, продавцы были на каждой московской улице. Мы и сейчас тюнингом занимаемся, это вообще захватывающая штука. Потребительские предпочтения заходят столь глубоко, что иногда диву даешься. Только по акустике можно потратить 150 часов на один автомобиль.

— АвтоВАЗ после кризиса вроде бы уже отдышался. Недавно отчитался о полученной прибыли за первое полугодие, впервые после кризиса. Нет желания вернуться к «ладам», тем более там сейчас новая команда управленцев?

— АвтоВАЗ действительно сегодня имеет самую эффективную команду управленцев за последнее время. Нынешний президент АвтоВАЗа Игорь Комаров — талантливый и грамотный управленец. Но давайте посмотрим на цифры. Доходы дилеров складываются из продаж, гарантийного возмещения, среднего чека по запчастям плюс наценка и стоимость трудозатрат. В Москве и Питере мы имеем понятный тариф на оплату труда персонала, мне кажется, что по трудозатратам обслуживание автомобиля иностранного производства и «лад» не различается. Мы четко понимаем, что продать нормо-час клиенту «лады» по цене, сопоставимой со стоимостью нормо-часа для автомобилей иностранных брендов, невозможно. Если мы имеем качественные основные фонды, их стоимость тоже будет примерно сопоставима. Когда я работал с «ладами», гарантийный нормо-час для дилеров АвтоВАЗа стоил 150 рублей. Это даже не покрывало прямых затрат. Все-таки бизнесом мы занимаемся для извлечения прибыли. Если есть сектора, дающие большие возможности для извлечения прибыли, мы обязаны стремиться именно в них. Renault входит в сферу наших устремлений, но пока именно как французский Renault .

— Что сейчас, на ваш взгляд, происходит на АвтоВАЗе?

— Мне сложно это комментировать, я уже несколько лет вне игры. Думаю, что происходит то, что должно происходить. Завод живет и работает, дай Бог ему здоровья. Так или иначе, у завода теперь есть понятный акционер. По-моему, скорее всего, Renault получит на АвтоВАЗе контрольный пакет либо близкий к контрольному. Дальше все будет хорошо. Стратегия и развитие российского завода не будут отличаться от стратегии Renault во всем мире. Новая машина будет сделана на платформе Renault, и в России она будет продаваться. Кроме того, завод в любом случае будет поддерживаться как социально значимое производство. Трансформируется дилерская сеть, доходность дилеров станет такой же, как и при продажах иномарок. Это в свою очередь поможет им проще преодолевать экономические спады и кризисы.

 

— Сейчас многие говорят о второй волне кризиса, еще более для авторынка разрушительной.

— Как человек, имеющий бизнес-образование, я прекрасно понимаю, что кризис — явление неизбежное и носящее циклический характер. Помимо негатива кризис приносит и позитив, заключающийся в очистке рынка от неэффективных компаний. Если вы правильно планируете свое развитие, экономно расходуете ресурсы, имеете эффективные технологии контроля и конкурентоспособное управление, скорее всего, ваша рыночная доля в кризис будет расти. Могу дать прогноз — рынок в 2012 году в любом случае затормозит свой рост ближе к августу, но будет это полномасштабный кризис или стагнация, которая придет к нам из Европы, посмотрим. А начало года ознаменуется ураганным ростом продаж.

— Сколько дилер получает с каждой проданной машины?

— Это не секретная информация. На подержанных машинах мы получаем 3,5%, на новых — 5-5,5%. Есть еще различные бонусы от производителей, но это покупателей не касается. Подобная система мотивации характерна для автомобилей в средней ценовой линейке.

 

— А почему продаете именно средний класс, до премиального не дотянули?

— В будущем году у нас появятся три премиальные марки. Хотя и сейчас, я уверен, многие дилеры автомобилей премиум-класса могут нам позавидовать. Мы стали крупнейшим продавцом Kia в мире, сеть автосалонов «Автопрага», входящая в состав ГК «Фаворит-Моторс», стала крупнейшим в России дилером Skoda, мы выходим на лидирующие позиции и по другим маркам. Можно радоваться, продав за год 20 автомобилей Ferrari, но нас больше вдохновляют другие объемы — 30 000 новых автомобилей, которые мы продадим в этом году.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+