К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Продается Carrefour

Продается Carrefour
Почему крупнейшая в Европе продуктовая сеть уходит из России

Carrefour, крупнейший европейский продуктовый ритейлер, объявила, что продаст российский бизнес и уйдет с рынка. Продержалась здесь французская компания чуть более двух лет. ООО «Карфур Рус» было зарегистрировано в 2007 году, а в нынешнем году открылись два первых гипермаркета. Один в Москве, другой в Краснодаре. Каждый обошелся французам примерно в €8 млн.

Фирма собиралась расширяться: планировалось открыть еще одни магазин в Липецке, шли переговоры о покупке с владельцами «Седьмого континента» и питерской «Ленты». Однако хозяева «Континента» посчитали цену, предложенную за почти 75% своих акций, недостаточной. А акционеры «Ленты» предпочли продать 35%  инвестфондам «ВТБ Капитал» и TPG Capital.

В чем причина неудачи? Ведь соотечественница Carrefour, сеть Auchan, развивается в России вполне успешно. Рассуждая об этом в интервью Forbes, основатель и совладелец сети «Магнит» Сергей Галицкий и вице-президент и партнер консалтинговой компании A. T. Kearny Юрий Добрынин демонстрируют удивительное единодушие.

 

Сергей Галицкий

Carrefour объясняет свой уход отсутствием перспектив органического роста и возможностей для поглощений. А вы что думаете о причинах неудачи?

Заниматься поглощениями сейчас невозможно. Потому что дорого. Говоря об органическом росте, они тоже правы.

 

Мы, «Магнит», органически растем не потому, что такие хорошие, а потому, что давно начали этим заниматься. Если они начнут оформлять документацию, покупать участки, строить, то эффект масштаба возникнет лет через 6-7. А до этого не будет никакой закупочной силы, и все эти годы, скорее всего, их прибыль будет оставлять желать лучшего. Вот они и решили в это непростое для мира время сфокусироваться на более эффективном вложении денег. По миру дела у них не везде обстоят блестяще. Зачем получать еще одну убыточную страну?

Может, виновата наша государственная политика и бизнес-среда? Ведь и Wal-Mart, крупнейший в мире ритейлер, регистрирует у нас товарные знаки с 2001 года, но так и не открыла ни одного магазина.

Причем здесь политика? Что, для Auchan тут другая госполитика? Просто Carrefour опоздала на рынок. И в этом признается. Для них на России свет клином не сошелся.

 

А новый закон о торговле?

Он вряд ли добавил им оптимизма. Когда мы встречались, руководство российского Carrefour это особенно подчеркивало.

Почему у  Carrefour не получилось...

А почему должно было получиться? Что они знают такое, чего не знают другие? Это просто магия брендов и имен.

Я имел в виду, почему не получилось купить ни «Седьмой континент», ни «Ленту»?

 

Не получилось, потому что так дорого в России покупает только одна компания.   

Какая?

Вы сами знаете… (Переговоры о покупке различных участников рынка продовольственной розницы ведет X5, однако пока сделок не было; самая крупная M&A-сделка 2009 года в ритейле — приобретение чешской PPF Group контрольного пакета в розничной сети «Эльдорадо» через конвертацию долга в акции. — Forbes).

[pagebreak]

 

Юрий Добрынин

Carrefour уходит. В чем, на ваш взгляд, причина?

В компанию пришла новая команда менеджеров, им была поставлена задача снизить в условиях сокращения ликвидности долговое бремя и пересмотреть инвестиционные приоритеты. Они сфокусировали внимание на развитии бизнеса во Франции, где сосредоточены основные ресурсы компании, и на более успешных рынках Латинской Америки, поставив под вопрос развитие бизнеса в Восточной Европе и Тихоокеанском регионе.

Россия тоже оказалась под вопросом. Для освоения такого огромного рынка мало одних финансовых инвестиций. Тут должны были появиться команды для переноса опыта компании, ее процедур и технологий. На это нужно время.

А почему у Carrefour не получилось купить ни «Седьмой континент», ни «Ленту»?

 

Давайте лучше спросим, почему компания не захотела покупать «Седьмой континент» и «Ленту». Работая на рынке многие годы, мы замечаем несовпадение качества бизнесов и ценовых ожиданий их владельцев. Часто — это касается не только  ритейла — покупалась не фактическая модель, а ожидание денежного потока на растущем рынке. И даже в разгар кризиса представления владельцев бизнеса остались прежними. Сегодня мы видим на рынке слияний и поглощений возвращение от сюжетов, связанных с прогнозами роста, к фундаментальным микроэкономическим представлениям.

Менеджеры начинают понимать, что их задача не формировать отчетность, а развивать бизнес.

Может быть, им помешала нынешняя государственная политика?

Я бы не сказал, что история Carrefour в России как-то связана с госполитикой. Дело во внутренних решениях компании, а не в бизнес-среде. Они ведь и в других странах пересматривают свою стратегию.

 

Могли ли повлиять на их решение новации, которые вводит законопроект о торговле?

Основные вопросы, которые решаются в законопроекте, — уровень консолидации, нормы площадей в определенном регионе — к Carrefour имеют мало отношения. Они не подошли еще к пороговым значениям. Наверное, в той форме, в которой он будет принят, закон скорее создаст выравнивающие условия, благоприятные с точки зрения конкуренции, которая переходит с поля рыночного доминирования на поле эффективности. Так что новый закон был бы скорее выгоден французской компании.

В чем разница между стратегией Carrefour и Auchan, которой удалось закрепиться и развиваться на российском рынке?

Давайте вспомним, что первые сообщения о намерении Carrefour выйти на российский рынок появились в 1998 году. У этих двух компаний разные процедуры принятия решений. Auchan сделала ставку на агрессивное вхождение, правильно выбрала время, регионы и форматы. Заслуга их местных менеджеров в том, что они создали хорошую логистическую структуру. Инвестиции компании совпали с благоприятным периодом развития рынка.

 

Carrefour была осторожна в принятии решений. Она задержалась на старте, потом колебалась, что выбрать — органический рост или приобретения, — а время уходило. Сегодня, учитывая ситуацию в самой компании, их решение выглядит разумным. Хотя рынок остается привлекательным для многих игроков — и таких масштабных, как Carrefour, и, например, для скандинавских ритейлеров.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+