Carrefour, крупнейший европейский продуктовый ритейлер, объявила, что продаст российский бизнес и уйдет с рынка. Продержалась здесь французская компания чуть более двух лет. ООО «Карфур Рус» было зарегистрировано в 2007 году, а в нынешнем году открылись два первых гипермаркета. Один в Москве, другой в Краснодаре. Каждый обошелся французам примерно в €8 млн.
Фирма собиралась расширяться: планировалось открыть еще одни магазин в Липецке, шли переговоры о покупке с владельцами «Седьмого континента» и питерской «Ленты». Однако хозяева «Континента» посчитали цену, предложенную за почти 75% своих акций, недостаточной. А акционеры «Ленты» предпочли продать 35% инвестфондам «ВТБ Капитал» и TPG Capital.
В чем причина неудачи? Ведь соотечественница Carrefour, сеть Auchan, развивается в России вполне успешно. Рассуждая об этом в интервью Forbes, основатель и совладелец сети «Магнит» Сергей Галицкий и вице-президент и партнер консалтинговой компании A. T. Kearny Юрий Добрынин демонстрируют удивительное единодушие.
Сергей Галицкий
Carrefour объясняет свой уход отсутствием перспектив органического роста и возможностей для поглощений. А вы что думаете о причинах неудачи?
Заниматься поглощениями сейчас невозможно. Потому что дорого. Говоря об органическом росте, они тоже правы.
Мы, «Магнит», органически растем не потому, что такие хорошие, а потому, что давно начали этим заниматься. Если они начнут оформлять документацию, покупать участки, строить, то эффект масштаба возникнет лет через 6-7. А до этого не будет никакой закупочной силы, и все эти годы, скорее всего, их прибыль будет оставлять желать лучшего. Вот они и решили в это непростое для мира время сфокусироваться на более эффективном вложении денег. По миру дела у них не везде обстоят блестяще. Зачем получать еще одну убыточную страну?
Может, виновата наша государственная политика и бизнес-среда? Ведь и Wal-Mart, крупнейший в мире ритейлер, регистрирует у нас товарные знаки с 2001 года, но так и не открыла ни одного магазина.
Причем здесь политика? Что, для Auchan тут другая госполитика? Просто Carrefour опоздала на рынок. И в этом признается. Для них на России свет клином не сошелся.
А новый закон о торговле?
Он вряд ли добавил им оптимизма. Когда мы встречались, руководство российского Carrefour это особенно подчеркивало.
Почему у Carrefour не получилось...
А почему должно было получиться? Что они знают такое, чего не знают другие? Это просто магия брендов и имен.
Я имел в виду, почему не получилось купить ни «Седьмой континент», ни «Ленту»?
Не получилось, потому что так дорого в России покупает только одна компания.
Какая?
Вы сами знаете… (Переговоры о покупке различных участников рынка продовольственной розницы ведет X5, однако пока сделок не было; самая крупная M&A-сделка 2009 года в ритейле — приобретение чешской PPF Group контрольного пакета в розничной сети «Эльдорадо» через конвертацию долга в акции. — Forbes).
[pagebreak]
Юрий Добрынин
Carrefour уходит. В чем, на ваш взгляд, причина?
В компанию пришла новая команда менеджеров, им была поставлена задача снизить в условиях сокращения ликвидности долговое бремя и пересмотреть инвестиционные приоритеты. Они сфокусировали внимание на развитии бизнеса во Франции, где сосредоточены основные ресурсы компании, и на более успешных рынках Латинской Америки, поставив под вопрос развитие бизнеса в Восточной Европе и Тихоокеанском регионе.
Россия тоже оказалась под вопросом. Для освоения такого огромного рынка мало одних финансовых инвестиций. Тут должны были появиться команды для переноса опыта компании, ее процедур и технологий. На это нужно время.
А почему у Carrefour не получилось купить ни «Седьмой континент», ни «Ленту»?
Давайте лучше спросим, почему компания не захотела покупать «Седьмой континент» и «Ленту». Работая на рынке многие годы, мы замечаем несовпадение качества бизнесов и ценовых ожиданий их владельцев. Часто — это касается не только ритейла — покупалась не фактическая модель, а ожидание денежного потока на растущем рынке. И даже в разгар кризиса представления владельцев бизнеса остались прежними. Сегодня мы видим на рынке слияний и поглощений возвращение от сюжетов, связанных с прогнозами роста, к фундаментальным микроэкономическим представлениям.
Менеджеры начинают понимать, что их задача не формировать отчетность, а развивать бизнес.
Может быть, им помешала нынешняя государственная политика?
Я бы не сказал, что история Carrefour в России как-то связана с госполитикой. Дело во внутренних решениях компании, а не в бизнес-среде. Они ведь и в других странах пересматривают свою стратегию.
Могли ли повлиять на их решение новации, которые вводит законопроект о торговле?
Основные вопросы, которые решаются в законопроекте, — уровень консолидации, нормы площадей в определенном регионе — к Carrefour имеют мало отношения. Они не подошли еще к пороговым значениям. Наверное, в той форме, в которой он будет принят, закон скорее создаст выравнивающие условия, благоприятные с точки зрения конкуренции, которая переходит с поля рыночного доминирования на поле эффективности. Так что новый закон был бы скорее выгоден французской компании.
В чем разница между стратегией Carrefour и Auchan, которой удалось закрепиться и развиваться на российском рынке?
Давайте вспомним, что первые сообщения о намерении Carrefour выйти на российский рынок появились в 1998 году. У этих двух компаний разные процедуры принятия решений. Auchan сделала ставку на агрессивное вхождение, правильно выбрала время, регионы и форматы. Заслуга их местных менеджеров в том, что они создали хорошую логистическую структуру. Инвестиции компании совпали с благоприятным периодом развития рынка.
Carrefour была осторожна в принятии решений. Она задержалась на старте, потом колебалась, что выбрать — органический рост или приобретения, — а время уходило. Сегодня, учитывая ситуацию в самой компании, их решение выглядит разумным. Хотя рынок остается привлекательным для многих игроков — и таких масштабных, как Carrefour, и, например, для скандинавских ритейлеров.