Даже спустя 25 лет после аварии на Чернобыльской АЭС, станция окружена 30-километровой зоной отчуждения, однако попасть в нее с экскурсией может практически любой желающий. Несколько десятков туристических фирм предлагают увидеть заброшенные поселки, посетить «мертвый город» Припять, сфотографироваться на фоне саркофага. Официальные маршруты проходят по наименее загрязненным участкам зоны, кроме этого за колючую проволоку регулярно проникают нелегальные туристы. Впрочем, эта территория продолжает оставаться режимной, сейчас здесь живут только вахтовые рабочие (всего на АЭС работает 3500 человек) и 200 самоселов, вернувшиеся в свои старые дома.
Аварийный четвертый блок накрыт саркофагом, который был построен в рекордные сроки — за 6 месяцев. «Саркофаг сооружался в аварийных условиях, под воздействием сильных радиационных нагрузок», — говорит директор информагентства Nuclear.Ru Илья Платонов. «Первоначально срок службы первого саркофага был рассчитан на 20 лет, после этого должен быть построен пункт окончательной изоляции ядерного топлива», — объясняет Леонид Большов, директор Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН и участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
Сейчас в саркофаге образовались трещины, через которые радиоактивные частицы могут проникать в атмосферу, а внутрь саркофага попадает вода. «Атмосферные осадки, попадая в щели, могут вымывать радиоактивность и переносить ее в грунтовые воды», — говорит Леонид Большов. По его данным, сейчас внутри реактора уже не осталось летучих продуктов распада, таких как йод и цезий. 90% твердого топлива находится внутри энергоблока, там продолжается остаточное тепловыделение, поэтому необходимо охлаждение его воздухом. По этой причине «запечатать» реактор абсолютно герметично нельзя, а для того, чтобы радиация не попадала вместе с воздухом в атмосферу, на выходе необходимо установить фильтры. Эксперты Greenpeace уже давно говорят о рисках обрушения первого саркофага. В 2008 году российской компанией «Атомстройэкспорт» были проведены работы по стабилизации конструкции саркофага, после этого риски обрушения частично уменьшились, однако это всего лишь временное решение.
Планы строительства нового саркофага «Укрытие-2» существуют с 1992 года. В 1997 году Украиной был подписан план SIP (Shelter Implementation Plan), согласно которому Европейский союз и страны «Большой семерки» обязались выделить деньги на строительство нового саркофага. В 2007 году тендер на строительство выиграл французский консорциум Novarka, работы начались через три года. Финансирование строительства организует Европейский банк реконструкции и развития, создавший фонд «Укрытие». В 1997 году стоимость строительства оценивалась в €1 млрд, сейчас смета выросла до €1,5 млрд. На недавно прошедшей в Киеве конференции доноров Украине было обещано €550 млн, деньги перечислят США, страны Евросоюза, ЕБРР. Россия обещала перечислить на чернобыльские проекты €45 млн в течение ближайших двух лет. Тем не менее необходимая сумма все еще не собрана окончательно, сейчас на строительство нового саркофага требуется еще €190 млн, при этом не исключено, что затраты будут увеличиваться. «Расходы на строительство постоянно растут, что наводит на мысль о неэффективности расходования средств», — комментирует Леонид Большов.
Новый саркофаг представляет собой гигантскую арку высотой около 100 м, длиной 150 м и шириной 250 м, он будет выстроен рядом с четвертым энергоблоком, а затем по рельсам надвинут на аварийный энергоблок. По планам он будет гарантировать безопасность в течение 100 лет. За это время должны быть проведены работы по изъятию аварийного топлива. Новый саркофаг должен быть готов к 2015 году, но произойдет это или нет, зависит от финансирования.
Реакторы «чернобыльского типа» РБМК-1000 все еще находятся в эксплуатации в России: на Ленинградской, Смоленской и Курской АЭС. Энергоблоки были рассчитаны на 30 лет работы, после соответствующих проверок сроки службы практически всех реакторов были продлены на 5-10 лет. После аварии все они прошли несколько уровней модернизации. «После аварии на РБМК была изменена конструкции стержней управления и защиты, реактора, внедрена новая автоматическая система управления, способная остановить реактор независимо от операторов энергоблока. Было изменено обогащение топлива, что также повышает уровень безопасности. На всех АЭС были созданы тренажеры для обучения операторов при внештатных ситуаций», — объясняет Леонид Большов. «После проведенной модернизации реакторы этого типа настолько сильно изменились, что многие эксперты считают, что их неверно называть прежними РБМК-1000, — говорит Илья Платонов. — Главный их недостаток заключается в том, что это бескорпусные реакторы. В реакторах других типов, таких как ВВЭР, PWR или BWR, есть корпус, который заключен в герметичную оболочку — контейнмент. Все это — барьеры безопасности на пути выхода радиоактивных веществ в атмосферу в случае аварии».
Каждая серьезная техногенная катастрофа ведет за собой качественное изменение в системе безопасности АЭС. Авария на АЭС «Фукусима-1» сделает продление сроков службы старых российских реакторов более сложным, считает Леонид Большов. По его данным, за последний год Ростехнадзор провел 600 различных инспекций на АЭС, каждая станция проверяется несколько раз в год. «Атомная энергетика всегда балансирует между безопасностью и стоимостью. Можно построить практически безопасный реактор, но его стоимость сделает атомную энергетику нерентабельной», — подводит итог Илья Платонов.