К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Что будет с делом ЮКОСа?

Что будет с делом ЮКОСа?
Евгений Ясин, Олег Вьюгин, Б. Акунин, Эдуард Лимонов и другие дали Forbes свой прогноз

Семь лет назад, 3 июля 2003 года, в публичную фазу вступил процесс, который сразу был назван «делом ЮКОСа». В этот день был арестован Платон Лебедев, соучредитель банка «Менатеп», председатель совета директоров одноименной группы. Михаил Ходорковский был арестован через три месяца.

23 декабря 2009 года президиум Верховного суда признал незаконным и отменил арест Лебедева в рамках первого уголовного дела против него и Михаила Ходорковского. Но ничего не изменилось: суд постановил возобновить производство по уголовному делу. Однако после того, как на «второй процесс ЮКОСа» для дачи показаний явились Герман Греф и Виктор Христенко, многие заговорили о том, что в деле наступил перелом: столь близкие действующей власти граждане, известные также качеством, которое можно назвать осторожностью, вряд ли стали этим заниматься только по зову сердца или повестки из суда.

В связи с этим Forbes спросил известных бизнесменов, экономистов, политиков, писателей и юристов: как вы думаете, что будет дальше с делом ЮКОСа?

Григорий Чхартишвили (Б. Акунин)
Итар-ТАСС

Григорий Чхартишвили (Б. Акунин)

Думаю, сценаристы этого поганого спектакля запланировали добавить обвиняемым срок — по сравнению с запросами прокуроров умеренный, лет этак пять. Предполагается, что из-за «небольшого» срока небольшим будет и общественное возмущение. Однако сценаристы крепко ошибаются. Общественное возмущение будет очень большим — как у нас в стране, так и в мире. И в дальнейшем оно будет только расти. Российской власти давно пора понять: Ходорковский в тюрьме — гораздо худшая проблема, чем Ходорковский на свободе.

Олег Вьюгин — председатель совета директоров МДМ Банка
Итар-ТАСС

Олег Вьюгин — председатель совета директоров МДМ Банка

Доказать, что подсудимые похитили 350 млн т нефти у самих себя, по-моему, невозможно. Надеюсь, что приговор будет оправдательным. В принципе, я не понимаю экономических мотивов этого процесса.

Сергей Пашин — заслуженный юрист России, член Независимого экспертно-правового совета
Итар-ТАСС

Сергей Пашин — заслуженный юрист России, член Независимого экспертно-правового совета

Процесс ЮКОСа, как вы его называете, не исчерпывается происходящим ныне разбирательством. Прекратить его, освободив подсудимых (или только М. Ходорковского), возможно лишь при наличии выраженной политической воли высшего руководства страны. Если же события будут течь своим чередом, то есть тащиться по юридической колее, то вероятность оправдания подсудимых ничтожно мала. Дело ЮКОСа подобно опухоли, порождающей метастазы: новые расследования, новые обвинения, новых фигурантов. Даже при благоприятном приговоре Хамовнического суда, при помиловании либо другом снисхождении к участи подсудимых над их головами продолжит висеть дамоклов меч, и не один.

Евгений Гонтмахер — член правления Института современного развития
Итар-ТАСС

Евгений Гонтмахер — член правления Института современного развития

Второй процесс над Ходорковским и Лебедевым, видимо, закончится символическим приговором по пунктам, по которым уже истек срок давности. Тем самым фактически этот процесс будет закончен в пользу обвиняемых. Вынести просто оправдательный приговор — это открытый вызов той части нынешней правящей элиты, которая концентрируется вокруг Владимира Путина.

Что касается первого приговора, то Платон Лебедев и Михаил Ходорковский, видимо, отсидят по полной программе и выйдут на свободу (если, конечно, не случится какого-то форс-мажора) соответственно летом и в октябре 2011 года.

Эдуард Лимонов — писатель, политик
Итар-ТАСС

Эдуард Лимонов — писатель, политик

Я не думаю, что в деле ЮКОСа есть какие-то изменения. После выступлений Грефа и других в суде все подняли шум со словами «всё меняется», но это, на мой взгляд, лишь очередная ложная надежда. Я искренне сочувствую Михаилу Ходорковскому как заключенному. Но не могу сказать, что поддерживаю общие оптимистические настроения. Как будет развиваться это дело, я не знаю и не знает никто, а гадать на кофейной гуще и давать какие-то прогнозы не хочу.

Евгений Ясин — научный руководитель Высшей школы экономики
Итар-ТАСС

Евгений Ясин — научный руководитель Высшей школы экономики

Действительно, какие-то изменения происходят. Это связано и со свидетельскими показаниями в суде. И прекратили судебные преследования Алексаняна. Сказать что-то определенно трудно, потому что данная ситуация постоянно обсуждается в верхах. Во всяком случае у меня есть твердое ощущение, что появление в суде Христенко и Грефа было согласовано. Без этого они бы не пошли. Тем более, они выразили примерную позицию.

Теперь посмотрим на картину в целом. Первое, я считаю, что суд над Лебедевым и Ходорковским, а также разгром ЮКОСа — главное событие в правлении Путина. Если вы сравните какие-то другие дела, которые имели место в первое и второе правление, то ничего более значимого нет. Конечно, в этот список можно включить и те политические реформы, которые были проведены после Беслана и которые свернули основные достижения российской демократии.

По сравнению со вторым судом первый, Басманный, был торжеством правосудия. Там хотя бы были какие-то обвинения, можно было придираться и осуждать их, но все же они были. А здесь их обвиняют в том, что есть откровенная чушь. Прошло то время, когда руководство могло чихать на общественное мнение, на мнение Запада. Политика изменилась. Нельзя сказать наверняка почему. Потому ли, что теперь правит тандем Путина и Медведева, потому ли, что изменилась политика самого Путина — этого я сказать не могу. Но какие-то объективные изменения произошли. Важную роль сыграл и кризис. Я думаю, что Владимир Владимирович понимает, что ему придется отступиться, потому что вынесение обвинительного приговора в этих обстоятельствах будет выглядеть не просто вызовом, а позором. Запад готов принять позицию «стройте свою демократию как хотите, нам важно ваше мнение по другим вопросам». Но, видимо, пришло время, когда наши власти хотят выглядеть цивилизованно. Специалисты говорят, что приговор признает какие-то обвинения, но далеко не все и не те, которые являются самыми главными. Есть дело, касающееся Восточно-Сибирской нефтяной компании, там, наверное, что-то еще появится. Но большинство обвинений могут признать недоказанными и на этом дело закроют.

Роман Воробьев — председатель правления Русского международного банка
Коммерсант·Григорий Собченко

Роман Воробьев — председатель правления Русского международного банка

Я очень надеюсь, что дело будет прекращено, поскольку последние выступления Грефа и Христенко указывают на то, что обвинение, которое было предъявлено Ходорковскому и Лебедеву, абсолютно надуманное и реальной вины этих людей не видно. Людей мучают восьмой год, и пора все это прекращать. Я не удивлюсь, если решение суда будет положительным.

Вадим Клювгант — адвокат Михаила Ходорковского

Вадим Клювгант — адвокат Михаила Ходорковского

Я не считаю прогнозы сферой своей компетенции. Это вопрос к политологам, синоптикам и астрологам. Поэтому от прямых прогнозов я воздержусь.

Исход данного дела зависит от одного простого обстоятельства — будет ли к этому делу применен закон и подход, основанный на законе, и если да, то в какой степени. Потому что до тех пор, пока мы будем ловить сигналы «по понятиям» и «по инструкциям», будет действовать по инерции инструкция от 2003 года о том, что нужно сделать с ЮКОСом и главными людьми из ЮКОСа. И это по инерции, в силу бюрократического мышления и менталитета будет применяться ко всем конкретным решениям.

То, что провозглашено главой государства более двух лет назад как высшая цель и высший приоритет — верховенство права и независимость суда, — должно быть применено к этому делу. Тогда расправа имеет шанс превратиться в правосудие. А если так, тогда никакого другого решения, кроме оправдательного, быть не может по определению. Потому что все это дело — одна большая фальшивка.

Если все будет по-прежнему, то, как я уже сказал, будет по инерции действовать инструкция образца 2003 года, которую образно можно назвать «мочить», иными словами — творить расправу.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+