К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Станица Кущевская как зеркало российской политики


В чем разница между лихими девяностыми и благополучными нулевыми

Я не мастер криминальной хроники, но тут все-таки событие общенационального масштаба. 12 человек за один раз. В приличном государстве объявили бы траур, но российская элита все никак не может отвыкнуть от принципа «бабы еще нарожают». Не очень-то нарожают. Впрочем, я не об этом.

В думской кампании 2007 года было по большому счету только две креативные находки: «план Путина» (о природе которого по сей день остается строить догадки, но главное — это работало) и, конечно, «лихие девяностые». Эпоха народных страданий и бандитского беспредела, когда никто не чувствовал себя в безопасности. Потом пришел Путин, и все наладилось. Мы уже знаем, что не наладилось. Есть соблазн сказать, что ничего и не изменилось. Но разница есть.

Перенесемся в станицу Кущевскую. Это Краснодарский край, который в 1990-е был ареной весьма бурной политической жизни. Ельцин назначал туда губернатора за губернатором, но свободолюбивые кубанцы их не принимали. Любо им было видеть губернатором Николая Кондратенко, эпического поборника русской национальной идеи, который с ельцинскими назначенцами долго боролся и в 1996 году победил. Под шумок этой политической борьбы в регионе прошла приватизация и образовалась современная хозяйственная структура, состоящая в значительной мере из агрохолдингов. Там ведь не только Сочи. Там житница России.

 

Один из таких агрохолдингов, «Артекс-Агро», и возглавляет почтенная дама Надежда Цапок. Конечно, в те самые лихие 90-е бедной женщине даже и надеяться не приходилось на то, чтобы отстоять нажитое нелегким приватизационным трудом без опоры на крепкое мужское плечо. На счастье, были у нее два сына. Старший, Николай Цапок, защищал материнское добро так рьяно, что его даже прозвали «Сумасшедший». Подрастал младший, Сережа. А поскольку в России перегородка между властью и собственностью очень тонкая, пришлось семейству налаживать политические отношения. Наладили. Это происходило по всему краю: именно агрохолдинги были опорой политической власти Кондратенко.

Нулевые начались не очень удачно. Кондратенко не приглянулся новому национальному лидеру, и из губернаторов его выдавили в Совет Федерации, где он заседает и сегодня. Что касается семейства Цапок, то у них начались проблемы. В конце концов Николая застрелили. Начиналось строительство вертикали власти. Оно было, как известно, болезненным, но в конечном итоге принесло только пользу заинтересованным лицам.

 

Сергей Цапок взял бразды правления в свои руки, и тут оказалось, что поднимающейся с колен России именно такие кадры и нужны. Раньше у семейства Цапок были отношения с властью, но не сама власть. Это при Кондратенко не очень приветствовалось. А вот при новом губернаторе, Ткачеве, кадры вроде Сергея оказались не просто востребованными. Они стали властью. А это совсем другой уровень безопасности бизнеса.

Не то чтобы Сергей отказался от старых методов управления. Они ведь и эффективны, и приятны по-своему. Но в отличие от лихих 90-х это уже не мешало тому, чтобы стать вполне респектабельным эффективным менеджером. Сергей избрался муниципальным депутатом, даже защитил кандидатскую, в которой заклеймил тлетворное влияние западных потребительских ценностей на образ жизни российского крестьянства. Все как у людей. Все как у очень многих, подчеркну, людей.

В марте нынешнего года прошли перевыборы муниципального совета. На них нашего персонажа депутатом уже не избрали, но зато избрали — какое совпадение! — его коллегу по агрохолдингу. Был и третий кандидат, работающий в принадлежащем Цапку охранном агентстве. Все правильно, должен быть выбор. Победитель, кстати, тоже проходит по делу о массовом убийстве. Оба были самовыдвиженцами, но «Единая Россия» своего кандидата в этом округе не выдвигала. Обычно это свидетельствует о большом доверии к беспартийным сторонникам. Теперь, возможно, будут перевыборы.

 

Так в чем же разница между лихими девяностыми и благополучными нулевыми? Она проста, всего один предлог. В 90-х бандиты оказались при власти. А в нулевых они у власти. Если Сергея Цапка посадят, уверен, что ему найдется достойная смена из той же среды. Если, конечно, что-то не изменится в России, не только в Краснодарском крае. Однако надеяться на это сложно.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+