«Терек» сам себя загнал в ловушку. В Грозном наняли главным тренером человека, который был одним из ярчайших футболистов прошлого века, но за 15 лет тренерской карьеры не достиг вообще ничего. Если его старт в качестве играющего тренера «Челси» был хоть в чем-то обещающим, то потом дела шли все хуже и хуже, и в последние сезоны Гуллит не мог найти себе команды. И вдруг Рамзан Кадыров и спонсор клуба бизнесмен Булат Чагаев — чеченец, ведущий дела в Швейцарии, — решают, что именно Гуллит должен стать новым наставником клуба. По различным оценкам, зарплату Гуллиту положили в пределах от €4 млн до £4 млн плюс прибавка в половину этой суммы, если бы он вывел «Терек» по итогам сезона в еврокубки. Такую зарплату в России получали разве что другие голландцы — Гус Хиддинк и Дик Адвокат. Но их профессиональный уровень и послужной список просто несопоставимы с резюме Гуллита.
Понятно, что Гуллит должен был привлечь внимание к «Тереку» во всем мире. Он должен был стать рекламным агентом Чечни. И на первом этапе ему это удалось. Про назначение Гуллита написали все крупнейшие газеты, а в России это была общенациональная новость. Первый приезд Гуллита в Грозный был похож на визит поп-звезды. И голландец поначалу очень старался, много улыбался, рассказывал, что в Грозном все спокойно, что народ там добрый, что Чечня отстраивается после войны ураганными темпами. В том же ряду рекламных акций был и приезд сборной бразильских ветеранов, чемпионов мира 2002 года, и визит на открытие нового стадиона разношерстной «сборной мира» с несколькими знаменитостями прошлых лет.
Но «Терек» — это все-таки не шоу-проект, а спортивный клуб, выступающий в чемпионате России. А играл «Терек» плохо. Играл хаотично. Гуллит, казалось, так и не понял, что за игроки в его распоряжении и как ими играть. При этом игроки в команде были все-таки довольно средние. При таком подборе футболистов был нужен либо какой-то отечественный специалист типа Юрия Красножана, который несколько лет подряд умудрялся оставлять в премьер-лиге нальчикский «Спартак», имевший нищенский бюджет и не имевший возможности покупать хоть сколько-нибудь известных игроков. Либо уж если иностранный тренер, то типа Дана Петреску, который получил в «Кубани» хорошие, но не космические возможности, зато создал команду, которая сразу после возвращения в высший дивизион стабильно идет в первой тройке.
Кстати, в соседнем Дагестане Сулейман Керимов создает свой имиджевый проект в клубе «Анжи» ровно противоположным образом. Он оставил во главе команды местную легенду Гаджи Гаджиева, зато не пожалел денег на приобретение классных футболистов. Причем 38-летний Роберто Карлос, чей приход вызывал наибольший скепсис, оказался настоящим лидером «Анжи». А в дополнение к нему — соотечественники с опытом игры в сборной Бразилии Жусилей и Тарделли, лучший игрок Бельгии Буссуфа, звезда голландского чемпионата Джуджак и несколько других очень приличных футболистов. И какие бы истории ни сопровождали «Анжи», команда и футбол показывает очень приличный, и образ Дагестана на экспорт создает положительный. А Гуллит даже красивые слова говорить перестал, сетуя на казарменные порядки и откровенно признавая, что приехал за деньгами и приключениями.
Теперь судьба «Терека» довольно туманная. Команда в хвосте таблицы, ей все равно надо покупать хороших игроков, искать нового тренера, платить неустойку Гуллиту, а также что-то делать с экспортным образом. Ведь получается, что в чеченском раю Гуллит продержался всего 147 дней, — не лучшая реклама для рая.
фото: East News/AFP