Китайская инвестиционная корпорация (CIC), структура с капиталом в $330 млрд, собирается принять участие в очередном этапе российской приватизации — об этом заявил в начале недели председатель правления корпорации Лоу Цзивэй. С чем связан такой интерес к России?
Золотовалютные резервы КНР продолжают быстро расти: за первый квартал этого года они увеличились на $138 млрд и сейчас превышают $3 трлн. Проблема их диверсификации и снижения доли долларовых активов стоит по-прежнему остро. Поэтому CIC интенсивно ищет по всему миру новые рынки для размещения своих инвестиций. Активизация CIC связана с ожидаемым очередным увеличением ее капитала. О планах получить новое финансирование заявил совсем недавно, в середине мая председатель наблюдательного совета фонда Цзинь Лицюнь. Конкретные параметры нового увеличения капитала CIC пока обсуждаются, но вероятно, что это произойдет в ближайшие месяцы.
Лоу Цзивэй в своем интервью «Синьхуа» о планах инвестировать в Россию не назвал конкретных объемов и объектов будущих китайских инвестиций, но его высказывания позволяют судить об их примерных масштабах. Инвестиции будут идти по двум каналам — за счет участия во вновь создаваемом Российском фонде прямых инвестиций и за счет непосредственного участия в приватизации предприятий.
Российский фонд прямых инвестиций, как известно, планирует привлечь в течение двух лет $10 млрд, и очевидно, что китайские деньги составят лишь некоторую часть этой суммы. Относительно участия в приватизации предприятий Лоу сказал, что у него «уже состоялись первые контакты» с российской стороной, но отказался назвать какие-либо объекты.
Исходя из известных принципов инвестирования CIC, кстати, вновь подтвержденных Лоу в своем интервью, средства фонда вкладываются главным образом в торгуемые ценные бумаги, а также в акции сырьевых компаний, проекты по строительству объектов недвижимости и инфраструктуры.
Покупка контрольных пакетов иностранных сырьевых компаний с целью решения стратегических национальных задач КНР в функции CIC не входит — при необходимости эти задачи могут гораздо эффективнее решаться китайскими госкорпорациями из соответствующих секторов экономики — таких, как CNPC или Baosteel. Поэтому CIC, скорее всего, будет приобретать небольшие пакеты акций крупнейших российских корпораций из разных секторов экономики с упором на сырье и инфраструктуру.
Китайская инвестиционная корпорация сейчас проявляет активность по всему миру. Хороший пример — Новая Зеландия. По пока не подтвержденным официально данным, здесь объем инвестиций CIC может составить $6 млрд. Это огромные инвестиции для страны, ВВП которой составил в 2010 году лишь $140 млрд. CIC намерена приобретать новозеландские гособлигации, а также акции местных компаний, включая сельскохозяйственные. Среди других направлений вложений называлась Австралия с размером инвестиций в $6,6-7 млрд. В общем, инвестирование в Россию вполне укладывается в общую тенденцию.
Правда, события внутри самой России также, видимо, сыграли определенную роль в решении CIC инвестировать в нашу страну. Лоу высоко оценил планы российского правительства по диверсификации экономики и снижению зависимости от сырья — правда, во всех этих планах нет ровно ничего нового. Гораздо важнее для китайского государственного инвестора ожидание, что российские власти в рамках проводимых реформ осуществят значительную приватизацию госсобственности. В этом процессе CIC и намерена поучаствовать.