К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Почему, уйдя из спорта 8 лет назад, Майкл Джордан зарабатывает больше, чем прежде

фото Diomedia
фото Diomedia
Как превратить обаяние в сотни миллионов долларов

С тех пор, как в сезоне 1997-1998 Майкл Джордан выиграл 6-й чемпионский перстень с Chicago Bulls и во второй раз повесил кроссовки на гвоздь, в США родилось более 50 млн детей. С тех пор, как он окончательно завязал со спортом, сделав последний бросок по кольцу в форме Washington Wizards, прошло восемь лет. Но даже без помощи телетрансляций бизнес Джордана идет как никогда хорошо.

По нашим оценкам, в прошлом году легенда баскетбола заработала $60 млн, большей частью на рекламных контрактах с Nike, Gatorade (спортивные напитки), Hanes (одежда), Upper Deck (коллекционные карточки), 2K Sports (игровые симуляторы) и Five Star Fragrances (парфюм). Ему принадлежат пять ресторанов и автосалон в Северной Каролине. Из всех спортсменов только Тайгер Вудс зарабатывает больше Джордана. Кстати, на пике карьеры Майкл зарабатывал $50 млн в год на рекламных контрактах, а оклад за его последние два сезона в Chicago Bulls составил $63 млн.

Gatorade, Hanes и Upper Deck сотрудничают с Джорданом уже долгие годы, а 2K Sports подписала его в прошлом году, чтобы сделать лицом симулятора 2K11. Игра разошлась 5-миллионным тиражом, возглавив рейтинг баскетбольных видеоигр, а Джордан подписал многолетний контракт и останется на обложке.

 

Чеки от Nike — основной источник ежегодных доходов, и причина, по которой Джордан, уйдя из спорта, получает больше, чем прежде. Первый пятилетний контракт с компанией, на $2,5 млн, баскетболист подписал в 1984 году, по окончании колледжа. Бренд Jordan разросся, принося больше $1 млрд в год, часть которого перепадает Майклу. Среди спортсменов, промоутирующих бренд, — бейсболист Дерек Джетер, гонщик Денни Хэмлин и, главное, баскетбольные суперзвезды Дуэйн Уэйд, Крис Пол и Кармело Энтони. На рынке баскетбольных кроссовок, по данным SportsOneSource, «джорданам» принадлежит 71%, а в целом компании Nike — 93%. На Adidas и Reebok приходится всего 3% и 2% соответственно.

Казалось бы, за десятилетие новые звезды должны были затмить Майкла в глазах потребителя, но этого не произошло: даже уйдя с паркета, он остается самым востребованным спортсменом в рекламе. Компания Nielsen and E-Poll Market Research составляет специальный рейтинг маркетинговой привлекательности спортсменов N-Score, учитывающий известность и восприятие. В нем Джордан с 682 баллами опережает ближайшего преследователя почти в два раза. Его известность — 71% — одна из самых высоких. Больше только у Тайгера Вудса, О Джей Симпсона и Майка Тайсона — зачастую по неспортивным причинам.

 

Джордан нравится 93% респондентов — сравните с Леброном Джеймсом, который вызывает неприязнь у 49%. Во многом обаяние Джордана связано с его умением избегать противоречивых поступков — Леброну стоит этому поучиться. «Он [Майкл] всегда остается над схваткой», — поясняет глава спортивного отдела Nielsen Стивен Мастер. Говорят, когда во время выборов в сенат в Северной Каролине в 1990 году друг спросил Джордана, отчего тот не поддержит чернокожего кандидата от демократов, Майкл ответил: «Республиканцы тоже покупают кроссовки».

Стивен Мастер из Nielsen объясняет популярность Джордана тем, что тот играл до расцвета социальных сетей, в которых под лупой рассматривают каждый шаг спортсмена. Он всегда был известен как азартный игрок и дамский угодник, но его никогда не прорабатывали в блогах, как нынешних звезд. Сегодня популярность Джордана распространяется и на социальные медиа: у страницы Джордана в Facebook 13,7 млн подписчиков, это четвертый показатель среди всех спортсменов (больше только у футболистов Криштиано Роналду, Месси и Дэвида Бекхэма).

С 1999 года, когда появился рейтинг Forbes Celebrity 100, Джордан был в нем одним из немногих завсегдатаев — и в прошлом году попал на двадцатое место. В этот раз мы изменили систему подсчета, теперь знаменитости должны быть активны в своей сфере деятельности — и Джордан выпал из списка наряду с Джорджем Лукасом, который до сих пор зарабатывает на роялти от «Звездных войн», но снял свой последний фильм в 2005 году.

 

В прошлогоднем рейтинге Forbes 400 активы баскетболиста оценивались в $500 млн. Чеки Nike с каждым годом увеличивают эту цифру, но кратчайший путь к миллиардному состоянию — это баскетбольная франшиза Charlotte Bobcats. В 2006 году Джордан купил миноритарную долю в клубе. В прошлом году Майкл довел свой пакет до 80%, выкупив долю бизнесмена Роберта Джонсона. Джордан стал первым бывшим игроком НБА, который купил клуб. Вместе с клубом Майклу достался $150-миллионный долг, поэтому сделка обошлась в $175 млн — много меньше $300 млн, заплаченных Джонсоном в 2003 году.

Джордан обещал инвестировать $100 млн в капитал клуба, поскольку Bobcats ежегодно приносил $20-миллионные убытки, и тем не менее $175 млн для франшизы НБА — это фактически даром, особенно в преддверии текущего локаута, который, возможно, увеличит прибыли владельцев. Во всяком случае, Майкл воюет за лучшие условия коллективного соглашения с игроками, НБА даже оштрафовала его на $100 000 за публичное обсуждение ведущихся переговоров. Владельцы клубов убеждены, что сумеют пересмотреть соглашение в свою пользу. Вопрос лишь в том, насколько богаче это сделает Джордана.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+