«Парадокс Баффета»: почему третий в мире по богатству платит так мало налогов
Колонка великого инвестора Уоррена Баффета в New York Times стала августовским хитом. Третий по богатству человек мира (по версии Forbes) призвал к повышению налогов на своих собратьев по трудной миллиардерской жизни, а также привел ряд курьезных фактов. В частности, признался, что средняя ставка федеральных налогов для него составляет всего 17,4%, в то время как сотрудники его собственного офиса платят от 33% до 41%, а в среднем около 36%. Это показалось удивительным даже многим американским читателям, не говоря уже о зарубежных наблюдателях. Попробую объяснить, как Баффет и его сотрудники дошли до такой жизни, почему подоходный налог так важен в нынешней бюджетной дискуссии в США и что с ним может произойти в ближайшие годы.
Законодательство США о подоходном налоге крайне сложно (пару лет назад под распечаткой соответствующих законов во время слушаний в палате представителей сломался стол), а юристы, специализирующиеся на нем, получают большие гонорары за свои советы (и иногда приличные сроки за аферы). Данная колонка не претендует на полноту знаний и ни в коей мере не является дачей налоговых консультаций.
Структура доходов американского федерального бюджета кардинально отличается от структуры бюджета РФ, стран еврозоны и даже Великобритании. В США нет НДС, который является «кормовой базой» европейских и российского бюджетов. В отличие от сырьевых стран в Америке низка роль пошлин — и экспортных, и импортных. Исторически доходной базой штатов и муниципалитетов были налоги с продаж и на имущество. А львиную долю федерального бюджета составляет подоходный налог с физических лиц и частных предпринимателей, а также регрессивный сбор на социальное страхование, который платят в равных долях работник и работодатель. В 2010 году 42% доходов бюджета поступили от подоходного налога, 40% от налога на социальное страхование. И лишь 9% бюджет получил от налога на доходы корпораций. В общем, американская система подоходного налога (при всех отклонениях) следует принципу «бизнес Америки — бизнес».
Налог номер один: подоходный
Федеральный подоходный налог взимается практически со всех доходов граждан и жителей США. Декларация может быть подана на налогоплательщика или на домохозяйство, с суммированием доходов и вычетов по специальным правилам. Вычетов, ориентированных на средний класс, очень много: вычитаются проценты по ипотеке на первые два дома, налоги на недвижимость, часть расходов на образование, взносы в пенсионные фонды, расходы на ведение бизнеса, на благотворительность (в одобренные налоговой службой фонды). Бедный, но работающий человек может в некоторых случаях получить вычет живыми деньгами, даже если он не уплатил ни цента подоходного налога. Не облагаются налогом доходы от муниципальных облигаций и часть доходов от продажи недвижимости. Для тех, кто не желает декларировать расходы (например, если они очень малы), есть стандартные вычеты ($5800 на одного человека или $11 600 на семью). Налоговые ставки на доход после вычетов («чистый доход») составляют от 10% до 35% (последняя цифра — для доходов выше $379 150).
А вот налоги на долгосрочный прирост стоимости капитальных активов, недвижимости и предприятий (но не на проценты по вкладам) ниже — от 0 до 15% (28% в случае недвижимости).
США — одна из немногих стран, требующих от своих граждан уплаты налога, даже если они живут за рубежом и с США их ничего не связывает, кроме паспорта. Есть еще и подоходные налоги штатов (во всех штатах, кроме 10) и городов — как правило, налоговая база практически та же, что и для федеральных налогов (с поправкой на экзотику типа однополых браков, признаваемых в качестве основы для создания домохозяйства в некоторых штатах и отрицаемых на федеральном уровне).
Налог номер два: на социальное страхование
В последние годы заработная плата облагалась этим налогом по ставке 15,3% до определенной суммы (с 2009 года — $106 800, свыше этой суммы налог 2,9%). Эти деньги в равных долях платят работник и работодатель. Налог, уплаченный работником, вычитается из его налогооблагаемого дохода, работодатель также списывает его на свои деловые расходы. В рамках борьбы с кризисом на 2011-2012 годы доля работников снижена на 2 п. п., так что общая сумма составит 13,6%. После 2014 года планируется повысить безлимитную медицинскую ставку еще примерно на 2%. Пенсионные выплаты из системы соцстраха облагаются подоходным налогом по достаточно сложной формуле для пенсионеров с доходами примерно $25 000 на семью сверх пенсии.
Баффет и его команда
Уоррен Баффет всегда был известен тем, что, будучи миллиардером и главой огромной корпорации, назначал себе крайне низкую зарплату, списывал большие деньги на благотворительность, а основной доход получал от долгосрочного прироста капитала. При такой структуре доходов социальный налог большого значения для него не имеет. И неудивительно, что средняя ставка Баффета не намного превышает льготные 15% на долгосрочный прирост капитала.
Совсем другое дело рядовые, но прилично оплачиваемые сотрудники. Львиную долю их доходов составляет зарплата, а вычесть из налогооблагаемой базы они могут в основном лишь проценты по ипотеке на недорогую недвижимость в Омахе, штат Небраска. В прошлом году они заплатили налог на социального страхование на первые $100 000 своей зарплаты 7,65%, на то, что сверх, — 1,3%, и подоходный налог — от 10% до 35%.
Рассмотрим несколько воображаемых семей сотрудников офиса Уоррена Баффета.
При доходе двух работающих членов семьи $100 000 в год после вычетов (допустим, около $38 000 при двух детях и недорогой ипотеке) — уровень очень крепкого среднего класса для Небраски — налоги составят около 23%.
Сотрудник более высокой весовой категории с зарплатой $450 000 в год (верхушка среднего класса, неработающая супруга, дом с ипотекой на полмиллиона долларов) уплатит подоходный и соцналог по совокупной ставке примерно 27%.
Наконец, трудовой доход $1 млн при четверых работающих в семье (включая детей-подростков) и выплаченной ипотеке будет обложен по ставке около 36%.
Представить себе сценарий со ставкой 41% непросто: видимо, для этого должны быть какие-то задолженности за прошлые годы, облагаемые по повышенной ставке.
Все это к тому, что наибольшее налоговое бремя в США — у представителей среднего и высшего классов, которые живут на трудовые доходы, а не на доходы от капитала. Поэтому в самом лучшем положении оказывается бизнесмен-домовладелец с растущей стоимостью капитала (будь это акции или семейная фирма). В то время как в России, например, очевидно доминируют косвенные налоги, взимаемые с бизнеса.
Правда, есть издержки: из-за возможности получить льготы налогоплательщики всячески изощряются, чтобы превратить зарплату в доходы от капитала — особенно те, у кого есть бизнес соответствующих масштабов. В старые добрые времена (1950-1960-е годы, когда предельные ставки доходили до 91%, а после сокращений довольно долго держалась на уровне 70%) именно льготы по доходам от капитала приводили к созданию псевдобизнесов (похожих на продюсерский бизнес из мюзикла «Продюсеры» как раз этого периода). Налоговая реформа 1986 года сильно упростила налогообложение, верхняя ставка упала с 50% до 28%. А дальше количество льгот, пробитых конгрессменами, опять резко выросло. Введение дополнительных льгот в правление Буша сделало законодательство еще более дружелюбным к капиталу и менее дружественным к трудовым доходам. Этим, собственно, «парадокс Баффета» и объясняется.
Другое дело, как изменится эта налоговая система — а в том, что изменения произойдут в ближайшие годы, сомневаться не приходится. Об этом — в следующей колонке.