Опубликованный в четверг в КНР июньский PMI (Purchasing Managers' Index) говорит о снижении деловой активности в китайской промышленности. Индекс упал с 53,9 в мае до 52,1. Значение более 50, конечно же, говорит о продолжающемся росте, но его темпы замедляются. Почти неизбежным выглядит и дальнейшее замедление к концу года темпов роста ВВП Китая. В первом квартале он вырос на 11,9%, в третьем и четвертом темпы роста будут, по большинству прогнозов, ниже 10%. Тем не менее, по единодушным оценкам китайских экономистов, речь о резком замедлении экономики не идет, по итогам года получится около 10%.
В последние дни были выпущены экономические прогнозы на второе полугодие сразу от нескольких китайских инвестиционных компаний, а также от Академии общественных наук КНР. Самый низкий прогноз роста дала инвестиционная компания Jianhai Securities, которая ожидает роста ВВП по итогам года на 9,5%. При этом предполагается, что в четвертом квартале рост составит лишь 8,3% (к аналогичному периоду прошлого года). Оценки Jianhai Securities совпадают с прогнозами Всемирного банка, которые даны в последнем квартальном обзоре состояния китайской экономики.
Большинство китайских экономистов ожидают по итогам года темпов роста ВВП, близких к 10% или несколько выше (например, Shengyin&Wangguo Securities). Академия общественных наук КНР ожидает роста ВВП на 9,9%. Также практически единодушными являются ожидания не менее чем 10%-ного роста ВВП во втором квартале. Вероятно, весь рост китайского ВВП в текущем году будет обеспечиваться за счет внутренних источников.
Например, по мнению главного экономиста Guotai Junan Securities Ли Сюньлэя, при ожидаемых темпах роста в 10% на конечное потребление будет приходиться 5,5 процентного пункта, на инвестиции 4,5 п. п., вклад чистого экспорта будет нулевым. Причины этого очевидны: восстановление экспорта сопровождается в этом году опережающим ростом импорта.
Замедление роста, как предполагается, приведет и к некоторому ослаблению инфляции (в мае она составила 3,1%, и ранее высказывались опасения по поводу ее дальнейшего быстрого роста). Например, GF Securities ожидает, что пик инфляции наступит в третьем квартале, в четвертом ее темпы замедлятся одновременно с падением темпов роста ВВП ниже 9%. По итогам года инфляция не превысит 3,5%.
Важно также отметить, что китайские власти, судя по всему, смотрят на экономическую ситуацию в стране и в мире с возрастающим оптимизмом. Если ранее в высказываниях китайских чиновников присутствовали стандартные формулы о том, что «восстановление экономики еще не является достаточно устойчивым» и «возможна вторая волна мирового экономического кризиса, которая отразится на Китае», то в среду премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао прямо заявил, что экономика движется «в правильном направлении» и задача теперь состоит лишь в том, чтобы закрепить эти положительные тенденции. Сходные оценки содержатся и в опубликованном вчера «Докладе о финансовой стабильности» Народного банка Китая.
Именно эти оценки, видимо, и будут определять дальнейшее поведение китайцев в важных международных экономических вопросах, таких как курс юаня и торговые споры с основными экономическими партнерами. С одной стороны, китайцы чувствуют себя достаточно уверенно, чтобы позволить юаню укрепляться, с другой — они могут позволить себе торговые конфликты. Свидетельство этого — нарастание торговых противоречий с главным партнером КНР, Евросоюзом. ЕС ведет антидемпинговое расследование в отношении китайской керамики, китайцы на этом фоне уже ввели защитные пошлины в отношении европейского рентгеновского оборудования и крепежа и на уступки идти, похоже, не собираются.