Экономисты на протяжении всей истории участвовали в разрешении кризисов. И кроме них никто этого сделать не сможет. Да и еврозона сама по себе является детищем экономистов. Это мечта, которая стала явью. А родилась она фактически из статьи Манделла об оптимальных валютных союзах. К сожалению, все хорошо понимали, что в таком виде эта система не может работать идеально. Поэтому сейчас и появилось письмо Сороса и др. с перечнем рекомендаций.
Первая из предложенных идей — создание единого министерства финансов. Конечно, если бы фискальная политика объединилась, это решило бы ряд проблем. И действительно, часть экономистов поддерживает эту идею, но некоторые считают, что ее реализация невозможна. Хотя бы потому, что если создать единое министерство финансов, это будет означать, что такая страна, как Германия, будет обладать гораздо большей властью, чем, скажем, Греция. Например, в России регионы-доноры важнее регионов-реципиентов. Но проблема в том, что Европейский союз построен на других принципах, в нем не должно быть сильных лидеров. К тому же еще не забылось, что Вторая мировая война началась с германской территории – поэтому, к сожалению, доминирование Германии вызовет не самые приятные ассоциации.
Сейчас, правда, уже есть промежуточный механизм (Европейский семестр), где Еврокомиссия пишет ежегодные заключения и рекомендации по структурной, макроэкономической и фискальной политике каждой страны. Но единое министерство финансов создать будет очень трудно. Так что с самой этой идеей я согласен, но, думаю, реализовать ее не удастся.
Вместо создания единого министерства финансов можно использовать другие решения. Например, во вторник мы с Олегом Цывинским написали статью в «Ведомостях», как можно решить проблему выполнения Маастрихтских соглашений по уровню долга еврозоны при помощи аналога механизма страхования вкладов, не создавая единое министерство финансов. Есть и другие предложения. Например, вообще забыть про противодействие дефолту и стараться спасать банки, а не государства. Тогда нужно выполнить нечто похожее на еще один пункт из предложений Сороса и компании. А именно — создать систему единого банковского регулирования и единое агентство страхования вкладов.
Сейчас много говорится про суверенные дефолты. Но в самих страновых дефолтах никакой трагедии нет. А вот если будут дефолты у банков, то это уже будет плохо.
Мы боимся дефолтов стран именно потому, что будут дефолты банков. Именно поэтому нужно будет сосредоточиться на капитализации банков. При этом если принять такое решение, то не будет и дефолтов стран. Потому что рынки будут наказывать страны, где очень высокие риски. И для них заимствования будут слишком дорогими.
С еще одной идеей Сороса — планами по разработке общей стратегии экономического роста для стран еврозоны — я тоже согласен, и обсуждение этих планов уже идет, в том числе и через систему Европейского семестра. При капитализации банковской системы это очень важно. И это нужно будет сделать обязательно.
В итоге, я думаю, мы придем вот к чему. Если мы не выполним первое требование Сороса и др. — по созданию единого минфина, то нас ждут страновые дефолты. Нам нужно понять, что облигации Греции — это не облигации Германии. Мы должны перестать рассматривать суверенные облигации как безрисковый актив. Из этого, в частности, следует, что греческому банку нельзя держать слишком много греческих облигаций на своем балансе, то же касается и французского банка. Банк ведь не имеет права держать много облигаций одной компании – точно так же он не должен иметь права держать на своем балансе много облигаций одной страны. Если Standard & Poor's снизит рейтинг, то для банка это должен быть более рискованный актив, и он должен держать против этого актива больше капитала. Все это придется делать, потому что единый минфин вряд ли будет создан. Поэтому облигации разных стран будут рассматриваться как активы с разной степенью риска.
Те меры, которые до этого применялись в Европе, были довольно эффективными. Но то, что произошло со Словакией, это какая-то катастрофа. Да и многие другие меры, которые давно назрели, тоже не принимаются. В принципе у всех европейских проблем есть решение. И в чем можно точно согласиться с Соросом и Ко, это в том, что сейчас нельзя позволить себе бездействие. На это нет времени. Потому что то, что сейчас происходит, может закончиться беспорядочным дефолтом. А беспорядочный дефолт гораздо хуже, чем упорядоченный. Деньги у Греции кончатся в любом случае, и дефолт произойдет, но если он будет беспорядочным, он породит еще и панику, и вот тогда будет совсем плохо.