Почему «вторая отставка» Кудрина ставит под вопрос будущее премьерство Медведева
8 октября Алексей Кудрин не появился, как обещал, в Европейском университете в Санкт-Петербурге, где должен был выступать — вроде бы его участие в конференции было перенесено на 17 октября. По плану 10 октября он должен был участвовать в качестве председателя на заседании президентского Совета по развитию финансового рынка — естественно, в присутствии президента. После мероприятия на сайте главы государства поместили фотографию президиума, но… без Кудрина, который сидел справа от первого вице-премьера Игоря Шувалова. И ведь не то чтобы он не попал в кадр — на аутентичной фотографии, которая лежит в открытом доступе на сайте РИА-Новости, «панорама» шире, там есть не только Дмитрий Медведев, Игорь Шувалов и Аркадий Дворкович, но и Кудрин с Набиуллиной.
11 октября интрига разрешилась: и Аркадий Дворкович, и пресс-секретарь президента Наталья Тимакова сообщили, что бывший министр финансов покинет все многочисленные посты, которые он занимал, включая должности председателя Национального банковского совета, решающего принципиальные вопросы развития ЦБ РФ, поскольку замещать эти должности могут только государственные служащие. «Контрольный выстрел» Кудрина, снова нарушивший специфическую номенклатурную этику, сделанный утром понедельника, когда он выступил на конференции и в очередной раз объяснил, почему нельзя тратить так много денег на оборонку, не остался незамеченным. Параллельно с лишением экс-министра финансов должностей, на него, как водится по кремлевским законам, тут же натравили говорящих голов из «Единой России». «Эти крокодиловы слезы никого не убедят», — высказался бывший румяный профсоюзный вождь Андрей Исаев, имея в виду ламентации Кудрина по поводу искаженной и опасной структуры бюджетных расходов.
То есть ситуация существенным образом изменилась. Еще на прошлой неделе премьер-министр Владимир Путин дал самую положительную характеристику экс-министру, который, согласно его мысли, «остается в команде». Инсайдеры утверждали, что Кудрину оставили кабинет в Белом доме и машину, предложив возглавить работу над стратегией-2020, которой занимаются хорошо знакомые ему ректоры-либералы Владимир Мау и Ярослав Кузьминов. Но, вероятно, что-то не срослось или бывший министр счел эту работу не слишком интересной и эффективной с точки зрения реализации наработок экспертов. Наблюдатели отмечали, что Кудрин «не вылезал из переговоров» — столько он получил предложений о трудоустройстве. Да и в самом деле, какая кредитная организация или инвестбанк отказались бы украсить свой совет директоров или наблюдательный совет столь громкой фамилией? Однако все эти должности хотя и сытные, но скорее пенсионные, а уходить на покой 50-летнему чиновнику, который два десятка лет жил на работе и в итоге едва не стал главой правительства, как-то рановато и не по чину.
Увольнение Кудрина словно бы состоялось по второму разу: сначала как трагедия (для бюджета и финансовой политики), затем — как фарс. Точнее, как самоутверждение президента, который болезненно воспринимает любые сигналы из внешнего мира, напоминающие ему, что он — «хромая утка». Реакция в политическом бомонде на «повторную» отставку Кудрина оказалась и вовсе своеобразной: тут же заговорили о том, что Дмитрий Медведев, может быть, и не станет премьер-министром. Его сила и жесткость в казусе Кудрина были восприняты как слабость и неадекватность.
Вероятно, Алексей Кудрин и в самом деле возьмет паузу, иначе его существование в публичном пространстве превратится в перманентный раздражитель Медведева, раскалывающий дуумвират. И едва ли будущее Кудрина можно оценивать в сугубо политических терминах. Он и раньше-то позиционировался скорее как технократ-либерал, а его политический вес определялся близкими, со времен питерской мэрии, отношениями с «национальным лидером». И этот ресурс никуда не делся: значит, Кудрина ждет неплохое технократическое будущее с политическим довеском в виде его либеральных взглядов и парадоксальной, но объясняемой обстоятельствами биографии дружбой с Владимиром Путиным и Анатолием Чубайсом.
Другой вопрос, что пост председателя ЦБ, наиболее естественный для приложения опыта Алексея Кудрина, занят до весны 2013 года его же близким соратником из команды питерских либералов Сергеем Игнатьевым. И смещать его было бы неполиткорректно. Это базовая проблема для трудоустройства экс-министра финансов, потому что другой сопоставимой по уровню должности для него нет.
Остается разве что податься в политику. И снова попытаться поучаствовать в создании праволиберальной партии.