20 сентября Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) частично удовлетворил иск акционеров ЮКОСА к России и признал, что налоговые органы нарушили статью 1 Протокола №1 (защита собственности) Европейской конвенции по правам человека.
Что из этого следует?
Прежде всего необходимо понимать, что в задачи Европейского суда не входит установление права собственности ЮКОСа на дочернюю компанию или права на дивиденды от данной компании. ЕСПЧ просто констатировал факт нарушения одного из пунктов Конвенции.
Следовательно, в дальнейшем ЕСПЧ будет действовать согласно статье 41 Конвенции, которая гласит: «Если Суд объявляет, что имело место нарушение Конвенции или Протоколов к ней, а внутреннее право Высокой Договаривающейся Стороны (в данном случае Российской Федерации. — Forbes) допускает возможность лишь частичного устранения последствий этого нарушения, Суд, в случае необходимости, присуждает справедливую компенсацию потерпевшей стороне».
Однако сумма $98 млрд, которую требуют в качестве компенсации акционеры ЮКОСа, слишком велика, чтобы решить такое дело одним махом. Скорее всего, согласно практике ЕСПЧ, вопрос о компенсации будет отложен.
Суд, вероятно, предложит властям России и заявителю в течение последующих трех месяцев представить письменные замечания по делу и поставить Европейский суд в известность о любом мировом соглашении, которое они смогут заключить.
Если стороны не договорятся миром, то Суд может назначить компенсацию. Каков будет ее размер?
За весь спорный период с 2000-го по 2003 год российские налоговые органы доначислили ЮКОСу только €19,6 млрд. Нарушения Конвенции, признанные судом, имели место в еще более ограниченный срок — с 2000-го по 2001 годы. Таким образом, компенсация, скорее всего, будет в сотни, а то и в тысячи раз меньше, чем заявленные истцом $98 млрд.