Выступление президента Медведева в Магниторске напоминает его программную речь в Красноярске в феврале 2008 года. Тогда кандидат в президенты говорил не только об общих «4 «И» и о том, что «свобода лучше, чем несвобода», но и о вполне конкретных мерах – в том числе и о замене чиновников на независимых директоров в советах госкомпаний.
Буква этого предложения Медведева была исполнена, но не его дух. Чиновники остались председателями советов директоров госкомпаний. Более того, большая часть вновь назначенных независимых директоров стали на самом деле «поверенными» — с обязательством голосовать в соответствии с полученной от государства директивой.
О недостатках неполной реализации предложений Медведева я уже писал в Forbes. На этот раз магнитогорские тезисы президента были совершенно конкретны: профильные министры и вице-премьеры должны покинуть советы директоров госкомпаний. Это означает недвусмысленное указание для целого ряда председателей и членов советов директоров крупнейших российских компаний.
Абсолютно точны и другие его предложения. Реализация 10 тезисов президента Медведева приведет к существенному улучшению инвестиционного климата в России. Эти идеи неоднократно обсуждались и поддерживались либеральными экономистами (в том числе и в моих колонках в Forbes, и в нашей дискуссии с Алексеем Навальным на «Эхе Москвы»).
Остается лишь один вопрос: почему же Дмитрий Медведев четко сформулировал эти предложения только сейчас? Ведь его предыдущие выступления также содержали ссылки и на необходимость улучшения инвестиционного климата, приватизации, дерегулирования, повышения прозрачности, борьбы с коррупцией и т. д. По всей видимости, главный урок первого президентского срока Медведева заключается в том, что выступления президента не воспринимаются чиновниками как руководство к действию. Если не сформулировать поручение четко и однозначно, то чиновники истолкуют его так, чтобы ничего не менять. И действительно, при таких высоких ценах на нефть стимулов к изменениям нет. Поэтому если Медведев хочет добиться выполнения своих предложений, ему надо не только заявить о необходимости конкретных шагов к модернизации, но и сформулировать их в виде поручений, выполнение которых легко проверить и при невыполнении которых будут приняты «кадровые решения».