К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Делаем какие-то совковые комиссии и ждем, когда они модернизируют страну»

«Делаем какие-то совковые комиссии и ждем, когда они модернизируют страну»
Вице-премьер Украины Сергей Тигипко о том, как его правительство проводит модернизацию

Автор — вице-премьер Украины, глава политической партии «Сильная Украина». Из выступления Сергея Тигипко на форуме «Модернизация», организованного «Деловой Россией»

Украинское правительство, сформированное после президентских выборов, столкнулось с двумя основными проблемами.

Первая — не было централизованной консолидированной власти, которая могла бы дать вразумительный ответ на ежедневно возникающие вопросы. И вторая — это незавершенность реформ. Экономика наша неповоротливая, она плохо реагирует на изменения, но хорошо увертывается. Нам, прежде всего, не хватает либерализации.

 

Что делать в такой ситуации? Мы наметили два подхода: краткосрочный и среднесрочный. В рамках краткосрочного, мы запланировали консолидацию бюджета, публичных финансов. Украинский внешний долг составляет 40% от ВВП. В этом году мы выйдем на 4,5 % дефицита бюджета, а в следующем — на 3%. За счет чего? Что делаем?

По нефтегазовому сектору идем на очень непопулярные меры. Мы подняли на 50% цены на газ для населения; сократили все расходы. По пенсионному фонду: готовимся к первому этапу пенсионной реформы. По административному аппарату: в этом году мы закладываем 10% сокращение, в следующем — еще 10%. Еще одно направление — банковский сектор. Целый ряд законов подготовили, первые уже начали принимать. Я считаю, что самый актуальный сейчас — это Закон о защите прав кредиторов. У нас было много популизма, ведь частые выборы приводят к тому, что защищают часто те предприятия и тех людей, которых нельзя защищать. Банковский сектор на это плохо реагирует — поднимает ставки. Нужны жесткие меры, которые позволят поддерживать эффективного собственника и стимулировать банковский сектор.

 

Что касается инвестиционного климата: мы начали с того, что сделали новый Налоговый кодекс. Новаций там достаточно. В первую очередь, налог на прибыль будет снижен с 25% до 19%, а затем каждый год будет снижаться по одному проценту в год, пока не достигнет отметки в 16%. Через три года НДС сократится до 17% вместо 20%. Мы вводим нулевую ставку на прибыль на период 10 лет на станкостроение, кораблестроение, на легкую промышленность и гостиничный бизнес. Мы вводим для малого бизнеса нулевую ставку на 5 лет. Вводится налог на недвижимость. Причем не трогаем простых людей, а поджимаем богатых — за счет них пытаемся пополнить бюджет. Вводим налог на дивиденды банков, вводим ответственность государства за неуплату НДС — 120% от ставки рефинансирования Национального банка.

Еще одна проблема, которая нас очень сильно беспокоила, — это зарегулированность экономики. У нас в стране 2268 видов работ, требующих лицензирования. За 6 месяцев 1600 сократили, сейчас выйдет еще один закон, который сократит еще 300, таким образом, всего будет убрано 90% ненужных административных функций. Думаю, что мы неплохо работаем по контролирующим организациям. Из 79 контролирующих организаций останется 40. Мы их консолидируем и сокращаем. Особый подход к строительству. Мы изучили некоторый опыт, и нам есть чему поучиться, например, у Грузии. Задача у нас простая: за два месяца человек, имеющий средства, должен быть в состоянии начать строительство. Мы пишем всю нормативную базу с нуля, убирая все, что было до этого. Модернизировать эти вещи невозможно! Очень серьезно будем работать над улучшением условий для наших компаний в сфере международной торговли. Мы очень серьезно в последнее время продвинулись в переговорах по соглашению с Европейским Союзом по зоне свободной торговли. Принят целый ряд серьезнейших законов, которых ждали годами: Закон о закупках, Закон о едином регуляторе коммунальных тарифов. Мы освобождаем полностью местные советы от этих процессов, проводя все это на центральном уровне — они занижают тарифы ниже себестоимости, а этого нельзя делать, и без жесткой власти бороться с этим невозможно.

Мы приняли Закон о защите информации и четыре закона, которые полностью меняют принципы технического регулирования. Но самое главное, что у нас появилось, — это консолидированная власть, которая начала четко отрабатывать определенные вещи. Я могу поделиться своим опытом. Я много чего делал в бизнесе и имел успех, выстраивая и продавая компании. Сейчас у меня уже второй заход во власть. Я был вице-премьером, министром экономики, главой Нацбанка, возглавлял фракцию. И могу сказать: если мы хотим провести модернизацию, то многое будет зависеть от того, кто за нее отвечает.

 

Если вы спускаете модернизацию до уровня вице-премьера или министра, который, извините, будет бегать туда-сюда, как дурачок, уговаривать своих коллег что-нибудь модернизировать, то ничего не получится. Руководить модернизацией должно первое лицо государства, но при помощи внешнего консалтингаВ бизнесе люди сильные, подготовленные, а во власти люди никогда не работали с консалтингом. Люди, которые занимаются бизнесом, понимают, что такое консалтинг и зачем он нужен. Когда я создавал компании, я приглашал консалтинг. 4 месяца они вырабатывали стратегии, а потом еще на 9 месяцев я их оставлял, чтобы те же специалисты из консалтинга контролировали процесс. А в государственном управлении мы делаем какие-то совковые комиссии, которые сгоняют по 30-40 человек, и ждем, когда они модернизируют страну. Консалтинг надо нанимать! Сейчас мы сделали запрос экспертам из «Деловой России»: хотим пригласить специалистов на консультации — сделали предложения Александру Идрисову, Александру Галушке, сейчас ждем ответа, поторгуемся и, если что, включим в работу.

И последнее. Я к нашим конкурентным преимуществам четко отношу демократию. Я знаю, что ваши инвесторы уже это очень серьезно оценивают. И я могу сказать вам всем, что демократия у нас уже очень далеко пошла. И ее никто никогда не остановит. Мы хлебнули этой свободы, а дальше будет нормально развиваться именно демократия.

Автор — вице-премьер Украины, глава политической партии «Сильная Украина»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+