Соглашение о свободной торговле с СНГ вынудит российское правительство облегчить жизнь бизнесу
Даже среди людей, имеющих непосредственное отношение к экономике, новость о подписании восемью странами СНГ соглашения о зоне свободной торговли вызвала некоторое недоумение. Во-первых, соглашение вроде бы было и раньше, во-вторых, уж слишком неожиданно все случилось. Про вступление в ВТО разве что глухой не слышал — и то до сих пор не вступили, а тут даже в новостных лентах сообщают о «неожиданном» подписании важного торгового соглашения.
На самом деле некоторое соглашение о зоне свободной торговли между странами СНГ существовало с 1994 года. Помимо этого, существовало большое количество двусторонних соглашений между отдельными странами в отношении свободной торговли различными товарами. Но эти соглашения по большому счету не работали. Существование соглашения в принципе не гарантирует его исполнения, так же как и его ратификация. В мире существуют десятки соглашений о создании зон свободной торговли, но исполняется в действительности меньше двадцати. Очень часто разногласия между странами-участницами по какому-то, не обязательно торговому, поводу приводят к замораживанию соглашения.
Подписать новое соглашение страны СНГ собирались давно — работа велась не один год, и этой весной уже ожидалось подписание. Тогда договориться не удалось, и вот на днях неожиданно для многих подписание состоялось. Все детали соглашения пока не оглашены, но известно, что из него на данный момент исключены некоторые товары, в частности нефть, газ, металлы и сахар. Предполагается установить некоторый переходный период, в течение которого будут достигнуты окончательные договоренности об условиях включения этих товаров. То, что многие подобные вопросы окончательного соглашения пока не решены, не свидетельствует о продуманности действий участников процесса.
Здесь можно отметить, что соглашение о зоне свободной торговли — это первая, самая простая форма торговой интеграции между странами. Такое соглашение не предполагает интенсивных консультаций о приведении в соответствие торговых политик стран-участниц. То есть страны договариваются о свободной торговле отдельными товарами между собой, сохраняя в то же время право устанавливать независимую торговую политику в отношении третьих стран.
Таможни между странами остаются на месте, внешние тарифы стран не выравниваются – каждая может установить на некоторый товар тариф, не совпадающий с тарифами на этот же товар других участниц соглашения. Очевидно, что в таких случаях импортеры предпочтут провозить товары через таможни тех стран, в которых тариф на этот товар ниже, а далее, уже внутри зоны свободной торговли, беспошлинно доставлять товар по назначению. То есть пошлину в этой ситуации получит страна, имеющая самый низкий тариф по данному товару.
Чтобы избежать этого, страны-участницы договариваются о правилах определения страны происхождения товара. В этом случае свободная торговля распространяется только на те товары, в которых доля добавленной стоимости, созданная на территории зоны, превышает определенный порог. Эти правила — одни из ключевых документов соглашения.
Чего можно ожидать от подписанного соглашения? Хотя доля торговли со странами СНГ в торговом балансе России неуклонно снижалась все последнее десятилетие и сейчас не превышает 15%, Украина, Белоруссия и Казахстан входят в десятку основных торговых партнеров России как по экспорту, так и импорту товаров. Снятие торговых барьеров, безусловно, упростит выход российских производителей на рынки этих стран, но и усилит конкуренцию для российских производителей по ряду товаров — в первую очередь по тем, которые являются товарами сравнительного преимущества как России, так и стран СНГ.
Поскольку страны СНГ имеют довольно схожую структуру товарного производства, таких товаров оказывается довольно много. Среди них продукция сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности, транспортные средства. Однако такой рост конкуренции представляется достаточно благоприятным для экономики в целом — очевидных преимуществ в уровне производительности между странами СНГ по этим товарам нет, поэтому усиление конкуренции приведет, скорее всего, к «мягкому» вытеснению наименее производительных отечественных фирм и росту наиболее производительных. Такое перераспределение ресурсов внутри российской экономики, безусловно, будет способствовать росту ее эффективности, хотя в краткосрочной перспективе и будет сопровождаться ростом безработицы в отдельных отраслях и регионах. Но поскольку наиболее «чувствительные» товары не включены в соглашение в его нынешней редакции, отрицательный временный эффект не будет значительным.
Какие проблемы можно ожидать в связи с подписанием соглашения о зоне свободной торговли? Во-первых, его еще должны ратифицировать парламенты стран-участниц. И в некоторых случаях процесс ратификации может затянуться. Но даже если соглашение будет успешно ратифицировано, значительные риски для зоны свободной торговли кроются в конкретной реализации правил определения страны происхождения товара. Так, среди стран, подписавших соглашение, четыре — Армения, Киргизия, Молдавия и Украина — являются членами ВТО. Их внешние тарифы по большому числу товаров ниже, чем тарифы остальных стран будущей зоны свободной торговли. Если реализация правил не будет эффективной, то возможен значительный перекос в распределении тарифных поступлений в пользу бюджетов именно этих стран. А в силу того, что за соблюдением этих правил будет следить таможня, уровень коррупции которой на территории России превосходит все мыслимые пределы, надеяться на эффективность их реализации в России, к сожалению, не приходится.
Другой риск для российской экономики связан с тем, что теперь потенциальный зарубежный инвестор, заинтересованный в российском рынке сбыта, может выбрать не Россию, а одну из стран соглашения как место для инвестиций. Это в еще большей степени подчеркнет влияние неблагоприятного бизнес-климата России на привлечение инвестиций в реальный сектор экономики. Избежать этого можно только путем создания более привлекательных, чем в других странах — участницах зоны свободной торговли, условий для ведения бизнеса. В каком-то смысле это хорошая новость. При отсутствии политической конкуренции внутри страны конкуренция с правительствами других стран может стать для российских властей единственным реальным стимулом для создания более привлекательных условий ведения бизнеса в стране.