Поверит ли бизнес обещаниям Медведева, что новый инвестфонд разделит их риски в России
Автор — заместитель председателя правления, управляющий директор по проектной деятельности Евразийского банка развития (ЕАБР)
Создание суверенного инвестфонда, безусловно, может положительно сказаться на развитии инфраструктурных проектов в России, увеличении их числа, притоке долгосрочных инвестиционных денег от профессиональных инвесторов, так что это одна из возможностей ускорения процесса модернизации национальной экономики. Однако дьявол, как известно, в деталях. Будет ли эта возможность реализована и насколько создание фонда действительно поможет привлечь инвестиции, зависит от того, как будет организована работа фонда. Принципиально важно, каковы будут процедуры отбора и финансирования проектов, каков процесс принятия решения и как фонд будет управляться (будут ли наняты профессиональные управляющие компаниями), уровень полномочий управляющих фондом, участие госорганов в управлении фондом и принятии решений и т. д. Также важны персоналии — люди, которым поручат создание фонда и управлением им.
Россия потенциально очень привлекательна для инвестиций: за счет территории (потенциал развития инфраструктуры), природных ресурсов (источник финансовых ресурсов, экспортный потенциал), емкого внутреннего рынка (потенциал роста за счет низкой текущей насыщенности потребительских рынков). При этом текущий объем инвестиций крайне низок в сравнении с потенциалом и создание суверенного фонда может стать одним из шагов к реализации этого потенциала.
Сейчас наибольшей популярностью у инвесторов пользуются сектора энергетики, транспортной инфраструктуры (в первую очередь порты), транспортного и энергетического машиностроения, производства продуктов питания и телекоммуникации.
В своей речи на Всемирном экономическом форуме в Давосе Дмитрий Медведев много говорил по поводу модернизации экономики и призывал инвестировать в Россию. Посыл, несомненно, правильный. Однако насколько бизнес готов на сегодняшний день пойти на это? Соинвесторы, готовые инвестировать вместе с фондом, безусловно, найдутся. Если фонд будет организован и будет работать по идеальным рыночным принципам, его доля может быть равна и 20%, на остальную часть вполне могут найтись инвесторы. Плюсом для инвесторов является то, что проектам, в которых будет участвовать фонд, по определению обеспечена поддержка государства.
Однако ничего идеального не бывает. Так, в прошедшем году объем инвестиций в новые инфраструктурные проекты был невысокий. Количество запущенных крупных проектов можно пересчитать по пальцам: новый аэропорт Пулково, платные дороги в обход Одинцово и участок с 15-го по 58 км дороги Москва — Санкт-Петербург, строительство новых трубопроводов «Транснефтью». Основной объем инвестиций приходится на сделки по приобретению существующих активов, проще говоря, происходит перераспределение собственности. Модернизации экономики при этом нет никакой.
В этом году, думаю, можно ожидать существенного роста инвестиций в электроэнергетику, поскольку должны начать реализовываться заявленные энергокомпаниями при получении тарифов проекты. Вслед за этим — рост в энергетическом машиностроении.
В любом случае, если идея создания суверенного фонда получит развитие, ситуация изменится однозначно, потому что любой инвестор ищет доходность и гарантии. А если вкладываться будет государство, то у инвесторов появится больше уверенности в том, что эти проекты действительно реализуются и окупятся.
Автор — заместитель председателя правления, управляющий директор по проектной деятельности Евразийского банка развития (ЕАБР)