В среду The Financial Times опубликовала письмо известного инвестора Джорджа Сороса и 95 видных политических деятелей, ученых-экономистов и бизнесменов к руководителям 17 стран еврозоны. Авторы открытого обращения считают, что меры, принимаемые европейскими финансовыми властями в борьбе с бюджетно-долговым кризисом в зоне евро, недостаточны и несвоевременны. Они призвали к созданию единого европейского министерства финансов, усилению банковского регулирования и надзора в еврозоне и разработке единой стратегии бюджетной консолидации и экономического роста.
Введение евро было уникальным экспериментом в мировой экономической истории: никогда ранее страны, входящие в валютный союз, не проводили единую денежно-кредитную политику, не имея при этом общей бюджетной системы. Различия бюджетной политики стран, входящих в зону евро, как раз и подрывают стабильность европейской валюты. Поэтому усиление «общеевропейских» начал в фискальной политике выглядит логичным.
Но самое интересное — это разворачивающийся на наших глазах процесс выработки новой модели социально-экономического развития. Каким может быть участие экономистов в этом процессе?
В периоды системных кризисов чрезвычайно высок спрос на интеллектуальные новации. Идеи, которые ранее представлялись экзотикой, становятся ключевыми элементами повестки дня. Характерен в этом плане кризис 1970-х годов, когда на практике была воплощена идея свободного валютного рынка, предложенная Милтоном Фридманом в книге «Капитализм и свобода» (1962). А между тем приверженность автора идеям свободного рынка, ярко выраженная в книге, сильно контрастировала с основным течением тогдашней мысли. В условиях доминирования левых идей в интеллектуальной среде стран Западной Европы и Северной Америки влияние сторонников классического либерализма, к которым принадлежал Фридман, было очень ограниченным.
Бреттон-Вудские соглашения, подписанные в 1944 году, заложили основу международной системы денежных отношений и торговых расчетов, просуществовавшей до начала 1970-х годов. Для доллара США был установлен золотой стандарт – $35 за 1 тройскую унцию; были установлены твердые обменные курсы валют остальных стран-участниц по отношению к доллару; их центральные банки получили право обменивать доллары США на золото. В 1940-1950-х годах, когда в распоряжении финансовых властей США находилось более 60% золотого запаса всего мира, стабильности золотовалютного стандарта ничего не угрожало. Однако к 1970-м ситуация резко изменилась: произошло значительное перераспределение золотых запасов в пользу Европы; из-за большого дефицита платежного баланса США доверие к доллару как мировой резервной валюте упало; национальные валюты стран Западной Европы и Японии начали использоваться в качестве резервных. Эти факторы делали отказ от золотовалютного стандарта практически неизбежным.
О проблемах, связанных с невозможностью дальнейшего обмена долларов на золото, писал в своей книге Фридман: «Ухудшение счета поступлений является одной из главных причин, по которым люди могут потерять веру в способность американского правительства выполнить свое обещание о продаже золота по $35 за унцию. Тот факт, что США приходится занимать деньги за границей, чтобы сбалансировать свой текущий счет, является одной из главных причин того, что обладатели долларов заинтересованы в обмене их на золото или на другую валюту». Выход Фридман видел в переходе к «системе свободно колеблющихся, плавающих обменных курсов, которые устанавливаются на рынке посредством операций между частными лицами без государственного вмешательства». Фридман говорил и о конкретных мерах, которые должны принять США для обеспечения подлинно свободного рынка золота и иностранной валюты: «1.Соединенные Штаты должны снять с себя обязательство покупать и продавать золото по фиксированной цене <…> 5.Соединенные Штаты должны объявить, что не станут устанавливать никакого официального обменного курса доллара по отношению к другим валютам».
Вскоре идеи Милтона Фридмана были воплощены в жизнь. В 1971 году президент Ричард Никсон объявил о временном запрете конвертации доллара в золото по упоминавшемуся выше официальному курсу. По итогам ямайских конференций 1973-го и 1976 года была сформирована новая модель международной валютной системы, основанной на свободном колебании обменных курсов. Это яркий пример того, как экономические умы могут генерировать идеи, способствующие выходу из тяжелых кризисов. Думаю, не станет исключением и нынешний кризис в зоне евро.
В 2010 году закончился этап кризиса в зоне евро, связанный с предотвращением экономического коллапса. Ведущие страны ЕС и европейские финансовые институты, ответственные за денежно-кредитную политику, научились скоординировано принимать антикризисные меры. И теперь они приступают к совместной выработке новой модели экономического регулирования. Вполне вероятно, что идея создания единого европейского министерства финансов, озвученная в письме экономистов и политиков, будет претворена на практике и станет важным шагом к формированию новой модели роста. Появятся ли другие идеи, которые лягут в основу новой модели устойчивого и динамичного экономического роста? На этот вопрос смогут дать ответ только экономические историки будущих поколений.