Автор — лидер московского отделения Федерации автовладельцев РФ
В этом мире странным образом все имеет тенденцию к повторению. Не прошло и года после выступлений автовладельцев в знак протеста против повышения транспортного налога на федеральном уровне, как начали делаться смелые заявления о том, что планируется новое повышение этого налога, но теперь уже с учетом «экологической составляющей».
Наверное, правильнее всего было бы крикнуть: «Нет повышению транспортного налога!» или «Сначала дороги — потом налоги», но все это неоднократно высказывалось ранее на акциях протеста в октябре — декабре 2009 года. Более того, такие заявления сделали мои коллеги по цеху, и мне ничего не остается, как проанализировать ситуацию по существу.
Зачем делаются подобные заявления, которые заведомо провоцируют социальное недовольство, мне не понятно ни с точки зрения PR-технологий, ни с точки зрения здравого смысла. Очень не хочется верить в то, что некий чиновник так решил заняться саморекламой. Однако вернемся к сути и посмотрим не на действия «слуги народа», а на необходимость и результативность этого налога на опыте развитых стран.
Экологический налог активно внедряется в западных странах и имеет своей целью реабилитацию экологической системы и стимулирование автовладельцев к покупке более качественных и безопасных с точки зрения экологии автомобилей. Делается это двумя способами. Первый — стимулирование потребителей, второй — стимулирование производителей, и здесь все укладывается в логическую цепочку.
Теперь прошу обратить внимание, как предлагается это делать в России.
На хорошие и экологически безопасные автомобили, завозимые из тех стран, правительство которых стимулирует создание более безопасных автомобилей, у нас ограничен ввоз повышенными таможенными пошлинами — для защиты отечественного автопрома от экспансии на автомобильном рынке. А российские автомобилестроители реально не дошли даже до производства автомобилей со стандартом Евро-2.
Что же получается? Да все очень просто: выполнение цели без изменения ситуации в этой области просто невозможно по причине противоречий между задачей и исходными данными.
Значит, существует иной стимул, который не афишируется в прессе, но подразумевается в действиях. Если предположить гипотетически, что власть пошла навстречу своему народу и решила сделать благое дело, то как минимум нужно не принуждать, а сделать «экологический путь» выгодным либо для производителей, либо для потребителей.
В отечественный автопром, я, к сожалению, давно не верю и оптимизма «нашего» премьера не разделяю, а вот в потребителя как раз верю и считаю, что каждый сможет проголосовать за свой выбор своим заработанным рублем.
Премьер Путин заявил о новом повышении таможенных пошлин на автомобили с января, так что этот путь можно отбросить потому, что он не вписывается в планы нашего правительства.
Соответственно, остается очередное повышение налоговой нагрузки вопреки здравому смыслу.
Правительство, выдвигая такие инициативы, как повышение транспортного налога, абсолютно не аргументирует свои шаги в соответствии с общественной необходимостью и состоянием окружающей среды. Сейчас речь идет только о поддержке отечественного автопрома — но для начала хотелось, чтобы автомобили, производимые на российских автозаводах, были более безопасны по всем направлениям, а до наступления этого момента граждане имели бы возможность выбора безопасных авто. Пока этого нет, никакого обсуждения повышения транспортного налога не может быть в принципе, а все заявления чиновников считаю безответственными и бессмысленными.
Не хочу сейчас даже думать, как все нововведения будут соотноситься с качеством нашего топлива, которое по сути соответствует качеству наших автомобилей. И это еще один аргумент в пользу бесполезности не только заявлений, но и разработки этого налога в нынешней ситуации.
Самым приемлемым вариантом для всех сторон стало бы упразднение транспортного налога и включение его в конечную цену продукта. Пусть его собирают в регионах, только с обязательным целевым расходованием средств, а экологический налог, наоборот, нужно ввести, причем рассчитывать его независимо от мощности автотранспортного средства, так как мощные автомобили уже обременены большим налогом, заправляясь топливом.
Экологический налог должен не наказывать, а поощрять автовладельцев покупать новые автомобили, к примеру, как в Москве поощряют покупку малолитражных автомобилей, предоставляя карту на бесплатную заправку топлива на АЗС.
Маловероятно, что подобный сценарий возможен, но… Мне все-таки очень хочется верить, что правительство РФ начнет работать на своих граждан, а не на олигархические группы или «группы по интересам».
Автор — лидер московского отделения Федерации автовладельцев РФ