Путеводитель по приложениям для изучения иностранного языка

Существует огромное количество приложений для изучения иностранных языков. Пользователи по всему миру скачивают их, надеясь за короткий срок довести свой английский или испанский до уровня свободного владения. Но действительно ли приложения могут в этом помочь? Способны ли они стать недорогой или вовсе бесплатной альтернативной курсам и индивидуальным урокам с преподавателем? Едва ли. Однако некоторую пользу принести они все-таки могут. Разбираемся, какие виды приложений существуют, какие у них недостатки и преимущества и какие возможности они открывают перед учащимися.
«Приложения-учебники»
Примеры: Duolingo, Busuu, Ewa и др.
Как они устроены. Приложения этой категории претендуют на универсальность. Они устроены как интерактивные учебники: знакомят с новой лексикой и грамматикой, содержат множество упражнений. Разработчики прилагают огромные усилия, чтобы взаимодействие с материалом было похоже на увлекательную игру. Все сделано для того, чтобы пользователь отлично проводил время. В Busuu новые слова произносят носители на фоне достопримечательностей, в Ewa лексику вводят персонажи популярных фильмов. Duolingo выстроено как квест, при прохождении которого вас неустанно подбадривает зеленая сова.
Что не так. Хотя приложения и обещают довести пользователя до продвинутого уровня, на самом деле лексический и грамматический материал, который они предлагают для изучения, не выходит за рамки начального уровня A1. Приложения предлагают запомнить некоторое количество словосочетаний, при этом они не помогают разобраться в устройстве языка и осознанно строить предложения. И главное — они не учат мыслить на языке.
Зачем пользоваться. Чтобы получить общее представление об изучаемом языке, пополнить пассивный словарный запас базовой лексикой, научиться читать городские вывески, ориентироваться в супермаркете и булочной, здороваться и прощаться.
«Приложения-словари»
Примеры: Lingvist, Drops, Clozemaster и др.
Как они устроены. Эти приложения напоминают гигантские словари. Где-то, как в Drops, слова распределены по темам: от еды до автозапчастей. Другие приложения, такие как Lingvist и Clozemaster, предлагают учить самые распространенные слова и выражения в случайном порядке. Принцип один и тот же: вначале вам показывают слово, затем предлагают его распознать, потом — написать или произнести.
Что не так. Само по себе заучивание списка слов может пригодиться только для прохождения тестов. От запоминания слова до его активного употребления лежит большой путь, и приложения пройти его никак не помогают. Чтобы использовать новые слова в речи, необходимо изучать их не изолированно, а в речевых моделях, самостоятельно строить фразы и активно тренировать в разных контекстах. В противном случае выученное, но не употребляемое слово очень быстро забудется.
Зачем пользоваться. Чтобы пополнить пассивный словарный запас, научиться распознавать новые слова в текстах. Такие приложения могут быть эффективны в качестве дополнительного инструмента: для повторения лексики по теме, которую вы изучаете.
«Приложения-беседы»
Примеры: Quazel, Tutor Lily, Hello Talk и др.
Как они устроены. Эти приложения предлагают обучаться языку на практике. Quazel и Tutor Lily организуют для пользователя беседу с воображаемым персонажем, за которого говорит искусственный интеллект. Hello Talk помогает найти живого человека для беседы: достаточно указать, какой язык является для вас родным, а какой вы хотите практиковать — и приложение предложит вам, к примеру, англоязычных кандидатов, которые хотят изучать русский.
Что не так. Эти приложения можно использовать для отработки уже усвоенных слов и грамматических конструкций, но далеко продвинуться в освоении нового с их помощью едва ли удастся. Искусственный интеллект будет предлагать вам для запоминания стандартные реплики, не объясняя, из чего они состоят. В этом случае научиться вести осмысленный, эмоционально окрашенный диалог будет затруднительно. Носитель, скорее всего, радостно поддержит беседу с вами, но не станет исправлять ошибки и помогать двигаться вперед.
Зачем пользоваться. Приложения с искусственным интеллектом можно использовать для тренировки короткой стандартной беседы, по примеру разговора с кассиром в супермаркете. С их помощью можно научиться решать простые коммуникационные задачи: заказать кофе или извиниться за потерянную книгу. Приложения, которые предлагают общение с носителем, можно применять для практики изученного материала, преодоления языкового барьера и обретения уверенности в себе.
«Приложения-читалки» и «приложения-смотрелки»
Примеры: Linga, Puzzle-Movies и др.
Как они устроены. Такие приложения нацелены на решение конкретных задач — дать возможность пользователю смотреть фильмы или читать книги на иностранном языке. В приложения встроены учебные функции: Puzzle-Movies предлагает заносить новые слова в словарь и тренировать их с помощью карточек, а в Linga перевод нового слова можно посмотреть на странице, а затем внести в специальную копилку.
Что не так. Хотя с заявленными целями приложения справляются, в них явно не хватает обучающих функций и упражнений. В Linga довольно бедная библиотека на иностранных языках, но есть возможность загружать свои книги.
Зачем пользоваться. Чтобы развивать две важнейшие лингвистические компетенции: чтение текстов и понимание письменной речи, а также восприятие иностранной речи на слух.