Как российские женщины строят карьеру в сфере информационных технологий
Чтобы определить факторы, способствующие профессиональному закреплению женщин в ИТ, «Яндекс Образование» и НИУ ВШЭ опросили 415 представительниц разных областей ИТ-индустрии: от разработки и анализа данных до управления продуктами и техподдержки. Большинство респонденток живут и/или учатся в российских городах-миллионниках и относятся к возрастной категории 25 лет — 44 года. 40% респонденток имеют опыт профессиональной переподготовки.
Исследование проводилось в два этапа. На первом изучались факторы, которые сами женщины считают способствующими или препятствующими закреплению в сфере информационных технологий. На втором — влияние индивидуальных качеств респонденток на их жизнь и карьеру.
Выяснилось, что у многих женщин — специалистов по ИТ схожие образовательные траектории. Большинство (61%) училось в информационно-технических или физико-математических классах. 59% дополнительно занимались математикой, 52% увлекались робототехникой, программированием, участвовали в олимпиадах. У женщин на руководящих должностях этот тренд выражен еще ярче: 77% учились в профильных классах и 82% посещали ИТ-кружки.
Значимой для выбора профессии оказалась поддержка семьи. У многих опрошенных перед глазами были примеры родственниц, преуспевших в научно-технической сфере. В 52% случаев участницы исследования шли в ИТ по совету родителей. 76% заявили, что их близкие поощряли дополнительные занятия и нацеленность на изучение точных наук. 75% семей одобряли занятия девушек в профильных кружках и участие в олимпиадах, причем у женщин-руководителей этот показатель доходит до 86%.
Привыкнув в детстве дополнительно расширять свои знания, 90% опрошенных во взрослом возрасте регулярно занимаются профессиональным развитием. 72% читают книги, слушают подкасты или посещают онлайн-курсы, 48% проходят переподготовку или повышение квалификации. Чем активнее девушки участвовали во внеучебной деятельности в школе, тем интенсивнее они развиваются в профессии впоследствии.
Участницы опроса считают, что для работы в сфере ИТ требуется готовность учиться (67%), а также логическое и аналитическое мышление (63%). Эти качества кажутся им более важными, чем профильное образование (30%), знание математики (12%) и возможность с детства иметь дело с технологиями (10%). 85% опрошенных убеждены, что пол не влияет на способность работать в ИТ-индустрии. 69% не чувствуют разницы в отношении к их мнению и мнению коллег-мужчин. 50% заявили, что наличие семьи и/или детей не мешает карьерному росту. Тем не менее лишь 46% полагают, что у мужчин и женщин равные шансы получить повышение.
В России женщины составляют лишь 22% бакалавров и 19% магистров информационных технологий. Больше половины участниц исследования признались, что сталкивались с проявлением гендерных стереотипов. 63% слышали дискриминирующие высказывания в школе (чаще всего от мальчиков-одноклассников), 53% — в вузе (обычно от преподавателей). Информантки, как правило, игнорируют неприятные высказывания (49%). Среди других форм реакции: перевод в шутку (36%) и стремление доказать абсурдность стереотипа за счет повышения квалификации (36%) или производительности труда (31%).