Школа «Ретро»: дворянское воспитание в цифровую эпоху
«Создавая школу «Ретро», мы стремились возродить золотой век России — времена, когда главными качествами, вызывающими уважение в обществе и отличающими аристократию, считались честность, благородство и возвышенность чувств. Мы задались вопросом, какое воспитание и образование нужно для того, чтобы эти ценности снова стали основополагающими. Для нас дворянское воспитание — это не педагогическая система, не методика и даже не свод правил. Это прежде всего образ жизни, стиль поведения и традиции, которые не обсуждают, а соблюдают. Поэтому важны не столько теоретические предписания, сколько те принципы, которыми живет школа. В повседневном общении им следуют все: наши ученики, педагоги, администрация школы. Понятие «дворянский тип поведения» сейчас, конечно, крайне условно. Однако мы постарались отобрать наиболее характерные и исторически значимые черты и стараемся развивать их у наших учеников», — рассказывает председатель фонда «Романовский», отличник просвещения, заслуженный деятель народного просвещения, учредитель школы «Ретро» Эльвира Исаева.
Вот уже более 35 лет школа развивается, совмещая проверенные практики и забытые подходы к воспитанию с современными методами обучения. Изучение дисциплин из программы XIX века соседствует с проектной деятельностью и онлайн-образованием. В школе убеждены, что правильный баланс традиций и инноваций — рецепт, следуя которому можно воспитать благородного, всесторонне развитого и ответственного человека.
Аристократическое воспитание
В школе обязательно углубленное изучение истории, литературы, географии и иностранных языков. Также в программу входят: живопись, игра на музыкальных инструментах, бальные танцы и этикет — светские дисциплины, которые в прошлом составляли основу гуманитарного образования и эстетического воспитания российской аристократии. Помимо этого, учебный план включает в себя православный компонент.
В начальной школе роль тьюторов выполняют гувернантки — воспитательницы, которые следят, чтобы дети соблюдали режим дня и правила этикета, направляют их в эстетическом развитии и внушают им нормы этики и морали. Кроме того, они помогают разобраться с домашним заданием, если оно вызывает сложности, а также сопровождают детей во время посещений театров, музеев и выставок. В школе считают, что излишний контроль вредит ученикам, поскольку мешает им вырабатывать ответственность и самостоятельность. Педагоги стремятся придерживаться разумного баланса между дисциплиной и свободой выбора.
«Важно, чтобы каждый ребенок осознавал собственную абсолютную ценность. Необходимо помочь воспитаннику раскрыться, а для этого нужно уважать его желания и предпочтения. Мы уверены, что каждый ребенок талантлив в той или иной сфереx, наша задача — дать детям возможность испытать себя в разных областях и увидеть собственные таланты. Именно по этой причине мы включаем в общую образовательную программу занятия живописью, рукоделием, шахматами, разными видами танцев, хоровым пением и музыкой. Мы позволяем ученикам выбирать интересные для них занятия и не заставляем делать то, что им не по душе. Свобода выбора должна быть у каждого», — рассказывает генеральный директор школы «Ретро» Елена Студенова.
Справиться на тысячу баллов
Помимо дворянского воспитания у школы есть и другая особенность — в «Ретро» невозможно получить двойку. Дело в том, что в школе используется не пятибалльная, а тысячебалльная система оценивания. Педагоги убеждены, что такой подход помогает мотивировать учеников, а заинтересованность в учебе, в свою очередь, гарантирует высокие академические результаты. В школе нет конкурсного отбора при поступлении: не нужно сдавать усложненные вступительные тесты, стать учеником может любой ребенок. При этом на выпускных экзаменах «ретровцы» добиваются результатов, сопоставимых с достижениями учеников многих селективных школ.
«Альтернативную систему оценивания мы внедрили еще десять лет назад. Все началось с того, что в 2014 году мы выявили у наших учеников фоновый стресс из-за оценок. Родители жаловались на невозможность увидеть реальную успеваемость по предметам, распознать тревожные сигналы или зоны роста ребенка. Тогда мы разработали собственную методику оценивания», — поясняет заместитель директора по учебно-воспитательной работе Наталья Савинкина.
На смену привычным оценкам в «Ретро» пришла более информативная тысячебалльная система. Наибольшее число баллов можно получить за успехи в учебе: активность на уроках, хорошо сделанное домашнее задание и успешное выполнение контрольных работ. Дополнительные баллы начисляются за дисциплину, помощь в классе, выступления, творческие идеи и нестандартные решения. У каждого учителя хранятся портфолио работ учеников — при желании родители могут посмотреть результаты, оценить успехи ребенка и возникшие сложности.
В каждом классе находятся специальные «балльники» — таблицы, в которые ребята вносят свои результаты после каждого урока. В качестве дополнительного поощрения учитель может наградить школьников специальными фишками, которые суммируются с баллами.
В школе действует система геймификации. В конце триместра классный руководитель проверяет количество накопленных баллов и меняет их на специальную школьную валюту — «грантики». Потратить заработанные «грантики» можно в конце учебного года: на традиционной ярмарке ребята обменивают их на подарки. Право первыми выбирать призы получают ученики классов, которые совместно набрали за год наибольшее число очков, — таким образом, у всех ребят в течение года есть мотивация сообща зарабатывать баллы и помогать одноклассникам.
Непререкаемые ценности
«Как бы банально это ни звучало, школа «Ретро» — это большая и сплоченная семья: учителя, дети и родители дружат между собой. Выпускники, став родителями, приводят к нам своих детей. Многие наши педагоги в прошлом сами учились в «Ретро», — рассказывает директор школы Дмитрий Коршунов. Именно в общих ценностях школа видит залог продуктивной работы. При зачислении новых учеников их родителям рассказывают о принципах работы школы и стремятся заручиться полной поддержкой, чтобы педагоги и семья действовали согласованно, воспитывая и обучая ребенка. «Что касается собеседования на вакансию педагога, — продолжает директор, — то первый вопрос, который я задаю кандидату: «Для чего вы пришли к нам?» Если я не услышу убедительного ответа о любви к детям, такому педагогу у нас не место. Мы яростно защищаем свои ценности и проносим их через поколения».
Школа сохраняет и укрепляет свои традиции через общешкольные мероприятия, балы, спортивные олимпиады, праздники, мастер-классы и волонтерские проекты. Одно из таких событий — День лицеиста, или Пушкинский день. В течение трех дней октября школа полностью погружается в атмосферу Царскосельского лицея: педагоги и гувернантки наряжаются в костюмы XIX века, а ученики — в стилизованную школьную форму. В программу обучения в эти дни добавляется чистописание, риторика, нумизматика, геральдика, фехтование. Школьники могут испытать себя в стихосложении и продемонстрировать навыки публичных выступлений во время конкурса стихов собственного сочинения. В завершение фестиваля ребята получают прекрасные памятные подарки.
Другое захватывающее мероприятие — большой благотворительный Рождественский бал, который проводится ежегодно в течение последних десяти лет. В прошлом году участие в нем приняли более 500 жителей Москвы и Подмосковья. Мероприятие прошло в усадьбе Охотниковых на Пречистенке, организовывать его помогал распорядитель балов Павел Исаков-Кундиус, а информационную поддержку мероприятию оказало Министерство культуры и туризма Московской области.
«Атмосфера любви и доверия, возможности для самореализации и духовно-нравственное воспитание — вот три главных черты школы «Ретро», которые отличают ее от других. Мы опираемся на православную культуру, высокие морально-этические стандарты и уважение к индивидуальным потребностям и способностям каждого ребенка. К нам приходят семьи, которые придают большое значение не только академическому образованию, но и социальному и эмоциональному развитию ребенка. С каждым годом число желающих учиться в школе растет, а возможности принять всех у нас, к сожалению, нет. Поэтому мы решили запустить онлайн-отделение, чтобы каждый желающий мог погрузиться в нашу культуру. Мы не изменяем своим традициям и поддерживаем высокое качество образования и воспитания, независимо от формы обучения», — заключает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Мария Топилина.