Кабмин утвердил план развития образования в области точных и естественных наук
Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил план по повышению качества образования в области точных и естественных наук. Он включает в себя сразу несколько направлений: от пересмотра учебной программы до популяризации соответствующих дисциплин среди учащихся. Комплекс мероприятий расписан до 2030 года.
ФГОС, программа и учебные материалы
Согласно документу, в 2026 году обновятся федеральные государственные образовательные стандарты и программа по математике, физике, химии, биологии и окружающему миру для школьников и по познавательному развитию — для дошкольников. Также по математике, физике, химии и биологии до 2027 года планируется разработать новые учебники и пособия.
Ведущие образовательные организации создадут методические материалы и напишут новые сценарии учебных заданий: интерактивных контекстных задач, лабораторных и практических работ и т. д.
Уже в 2024 году в России появится национальный открытый банк учебно-методических пособий, сборников задач, дидактических материалов и книг по преподаванию технических и естественно-научных дисциплин, в том числе руководств по подготовке к государственной итоговой аттестации.
Качество и количество преподавателей
Чтобы к 2030 году повысить долю учителей математики, физики, химии и биологии в возрасте до 35 лет до целевого показателя 30%, начиная с 2025 года в каждом федеральном округе на базе общеобразовательных организаций появятся площадки для практической подготовки студентов и дополнительного профессионального образования учителей. Не менее 1000 вузовских преподавателей и 10 000 учителей пройдут повышение квалификации, в том числе в виде стажировок. Студентам, которые обучаются естественно-научным и инженерно-техническим специальностям, предоставят возможность получить дополнительную педагогическую квалификацию бесплатно.
На всех инженерных направлениях университетской подготовки станет обязательным экзамен по физике. Абитуриенты педагогических вузов, включая тех, кто после получения диплома собирается преподавать математику, физику, химию и биологию, должны будут сдавать ЕГЭ по профильной дисциплине.
Также к 2030 году запланировано втрое увеличить количество договоров о целевом обучении, которое заключают с образовательными организациями выпускники профильных психолого-педагогических классов.
Популяризация наук
Согласно плану, доля выпускников, выбирающих ЕГЭ по профильной математике, химии, физике, информатике и биологии, должна к 2030 году вырасти до 35%, а доля школьников, углубленно изучающих эти дисциплины, — ежегодно прибавлять 10%. Для этого, в частности, предполагается расширить сеть профильных классов, усовершенствовать систему школьных олимпиад и уделять больше внимания профориентационной работе с учениками — например, посвящать популяризации математики и естественно-научных предметов занятия в рамках внеурочных курсов «Разговоры о важном» и «Россия — мои горизонты».
К развитию интереса к наукам у детей и подростков будут привлекать книгоиздателей и известных блогеров.
Управление и прогнозы
Систему управления качеством образования также планируется модернизировать. Для этого на всех уровнях образовательной системы проведут анализ качества преподавания и освоения математики, физики, химии и биологии и актуализируют концепции обучения этим дисциплинам.
Чтобы более точно предсказывать региональную и отраслевую потребность в педагогических кадрах, в 2025 году создадут комплекс методических рекомендаций по прогнозированию, а в 2026 году — единую федеральную систему обратной связи с работодателями по итогам трудоустройства.