Наша задача — чтобы родителей узнавали по успехам их детей
Если список выпускников знаменитой английской школы Хэрроу пестрит именами аристократов, премьер-министров и членов британской королевской семьи, то в выпускных альбомах Первой Московской гимназии можно найти много знакомых российских фамилий. Здесь наряду с обычными детьми учатся наследники самых влиятельных и успешных семей страны: дети бизнесменов из списка Forbes, политиков, чиновников, спортсменов, видных деятелей искусства и культуры.
Учредитель и директор гимназии Анатолий Авдеев — в прошлом вице-президент «Норильского никеля» и начальник управления Таможенного комитета России — рассказывает о том, почему он занялся управлением школой и какое образование формирует будущих лидеров.
— В отличие от других меценатов вы взяли операционное управление на себя. Почему?
— Я никогда не думал, что возглавлю школу, осознанно к этому не стремился. У меня пятеро детей, наверное, сама жизнь меня привела к этому проекту. Для родителей задача выбрать школу — одна из самых непростых. На мой взгляд, в этом вопросе нельзя ориентироваться только на локацию или учителя, нужно смотреть на совокупность факторов. Когда мои старшие дети стали подрастать, их нужно было отдавать в школу. Как родитель, управленец, человек с богатым жизненным опытом я представлял себе, какой должна быть хорошая школа, и когда пришел в Первую Московскую гимназию, понял, что она отличная.
Жизнь очень короткая, и надо оставить след в истории. Чтобы получилось что-то большое, этому нужно полностью отдаваться. Нельзя позаниматься школой пару лет и отойти в сторону, чтобы наблюдать издалека и выделять финансирование. Если начал — будь готов погружаться, нельзя «играть в школу». Именно поэтому сейчас я сосредоточился на гимназии, работаю над ее развитием. Я знаю почти всех гимназистов, поддерживаю связь с их родителями и слежу, чтобы правила и образовательные стандарты оставались неприкосновенными. Для меня важно сохранять в школе искренние и доверительные отношения, семейную атмосферу, в центре которой — гармоничное развитие личности ребенка и раскрытие его потенциала.
— Как гимназия изменилась с вашим приходом?
— Мы всегда ориентировались на качественную академическую подготовку — результаты выпускников на итоговых экзаменах и успехи после окончания школы говорят сами за себя. При этом гимназия никогда не была пафосной. Это не изменилось.
С моим приходом в школу другими стали атмосфера и подход к образовательному процессу. Вместо того чтобы заставлять детей сдавать десятки эссе, заучивать огромные объемы материала и делать уроки до поздней ночи вместе с родителями, наши педагоги фокусируются на создании комфортных условий для учебы, чтобы дети могли развивать свои таланты без стресса и лишнего напряжения. Мы придерживаемся концепции разумного баланса: дети должны показывать результаты, но важно, чтобы в их жизни оставалось время для настоящего детства. А те ребята, чьи родители слишком заняты, находят в гимназии необходимую поддержку, оказываются в атмосфере любви и заботы. У нас немного учеников — на территории 12 га обучается около 300 детей, поэтому каждый из них получает достаточно внимания.
— В чем суть вашего образовательного подхода?
— Как я уже сказал, во всем нужен разумный баланс. Мы не ставим экспериментов над обучающимися, используем только проверенные методики. Не должно быть стресса и чрезмерного давления ни на детей, ни на родителей. Причем как при поступлении, так и в процессе обучения. То же касается дисциплины: в школе нужны четкие правила, но без перегибов. Мы считаем, что наибольший успех достигается не за счет жестких требований, а благодаря среде, в которой каждый может развиваться в своем темпе, без чувства надрыва, проявляя себя в полной мере и испытывая радость от занятий. Мы понимаем, что родителям важен не только аттестат, а затем диплом — им важно вырастить уверенного в себе человека, счастливого и готового нести ответственность за свои решения.
Мы придерживаемся философии, согласно которой каждый ребенок должен понять: его успехи не зависят от того, кто его родители. Мы настаиваем на том, что школа — это отдельный мир, здесь все на равных. Гимназия — это не место для демонстрации социального статуса. Мы оцениваем достижения самого ученика: стометровку пробежал быстрее всех — ты красавец, выиграл всероссийскую олимпиаду — молодец. Мы учим детей быть самостоятельными, думать, задавать вопросы и искать решения, мыслить критически, работать в команде.
Среди учеников гимназии есть ребята из очень состоятельных семей. Взрослые, общество нередко прививают им неправильные ценности, запирают в мире брендов и роскоши. А ведь в будущем эти дети могли бы получить Нобелевскую премию, изобрести вакцину от смертельных вирусов, оставить свой след в истории. В России за сто лет не создано ни одного капитала, который был бы передан по наследству. Чтобы дети не утратили положения в обществе, которое удалось занять их родителям, они должны найти собственную дорогу в жизни, сделать что-то сами. Тогда не их будут знать по именам родителей, а родителей — по их именам. С юного возраста ребятам необходимо понимать: хоть они и пользуются деньгами родителей, это не их деньги. Тогда они будут стремиться создавать собственные капиталы, приумножать и сохранять традиции и финансы семьи.
— Если ты родился в богатой семье, может быть непросто достичь таких же успехов, как у родителей…
— Дети не должны повторять успех родителей, они должны идти своей дорогой. Они, безусловно, могут быть лучше нас — они уже лучше нас: более образованные, с более широким кругозором. Мы растим наших детей и искренне делаем все для того, чтобы они развили в себе выдающиеся душевные качества, стали достойными людьми. В гимназии было уже 18 выпусков, и список достижений наших выпускников с каждым годом становится все более впечатляющим. За 22 года работы гимназии создана среда, на формирование которой уходят десятилетия. Это атмосфера, в которой ученики способны прокладывать путь к собственному успеху, опираясь на внутренние качества, а не на внешние ресурсы.
— Как вы работаете с родителями учеников? Люди доверяют лично вам или ориентируются на репутацию школы?
— Доверяют мне и знают о нашей репутации. По сути, мы альтернатива швейцарским и английским школам, но дома, где дети могут пропитаться философией своей семьи и российской культурой. Здесь их земля, жизнь, отношения, будущее.
Родители учеников доверяют профессионализму и чуткости наших педагогов, они понимают, что школа — это место, где устанавливаются свои правила. Мы не позволяем вмешиваться в учебный процесс и изменять методики, поскольку это может сказаться на качестве образования. Нельзя допускать, чтобы родители командовали педагогами, навязывали им свои желания, — это убьет всю систему отношений, а ставки в данном случае очень высоки. В то же время мы поддерживаем открытый диалог с родителями, учитываем их мнения и вносим коррективы, если это необходимо для улучшения процессов. Все учителя должны быть высококлассными, а отношения — искренними. От нас зависит, какими вырастут наши дети. При входе в гимназию написано: «Будущее здесь», потому что действительно будущее пойдет в том числе и отсюда.