Сделать и не жалеть: на длинной дистанции бездействие приводит к раскаянию
В 2008 году американские социопсихологи Коллин Сэффри, Эми Саммервилл и Нил Резе проанализировали, как часто у людей возникают те или иные негативные эмоции. Самой распространенной оказалось сожаление: его люди испытывали чаще, чем гнев, тревогу, скуку, разочарование, страх, вину, ревность и печаль. Самой важной эмоцией из перечисленных респонденты также назвали сожаление.
Сожаление — тема многочисленных исследований. В 1994 году, например, профессор психологии из Корнеллского университета Томас Гилович и его коллега Виктория Медвек доказали, что в краткосрочной перспективе люди больше жалеют о том, что сделали, а в долгосрочной — о том, чего не сделали. Чтобы разобраться, действие или бездействие какого рода чаще вызывает сожаление, в 2018 году Гилович и команда его коллег провели шесть новых исследований. Опросив несколько сотен онлайн-респондентов и пациентов больниц, ученые выделили три базовых компонента представления человека о себе. Это реальность (то, каким человек видит себя сейчас), идеал (то, каким он хочет быть) и долг (то, каким он должен быть). Участников опроса попросили перечислить, о чем они жалеют в жизни, и сказать, какие из самых глубоких сожалений относятся к реальности, какие — к идеалу, какие — к долгу. Более половины респондентов заявили, что жалеют о нереализованных желаниях и устремлениях (идеале) больше, чем о невыполненных обязательствах перед обществом (долге). 76% назвали несбывшиеся мечты главным сожалением своей жизни.
Томас Гилович объяснил полученный результат среди прочего тем, что выполнить долг перед обществом обычно значит следовать конкретным правилам, а наше представление о «лучшей версии себя» довольно расплывчато — это не цель, а скорее бесконечный путь. Другой фактор — разница в сроках. Требования общества бывают ограничены во времени, а начать работать над мечтой всей своей жизни можно как сегодня, так и через год. Если мы не заплатим налоги, мы пожалеем об этом очень быстро, а если не признаемся в любви, возможно, осознаем ошибку далеко не сразу. Наконец, общество само подталкивает нас к выполнению долга перед ним, а следование идеалам часто связывается в нашем представлении с вдохновением. Мы боимся, что окружающие помешают нам или осудят наши устремления, и в результате не делаем того, о чем грезим.
В 2011 году Нил Резе и его коллега Майк Моррисон провели исследование, чтобы узнать, с какими сферами жизни чаще всего связаны сожаления американцев. Оказалось, что чаще всего американцы сожалеют о том, что имеет отношение к романтическим, семейным отношениям и образованию.
Десять лет спустя писатель и журналист Дэниел Пинк организовал самое крупное и репрезентативное исследование сожалений американцев и получил схожие результаты. Участники исследования не выбирали вариант ответа из списка, а рассказывали о причинах своих переживаний. Это позволило глубже изучить факторы, вызвавшие негативные эмоции. В частности, выяснилось, что большинство сожалений, которые касаются образования, можно разделить на две категории.
Первая — сожаления о неспособности вовремя взять на себя ответственность за собственную жизнь, проявить добросовестность и рассудительность («Если бы я больше старался!»).
«Я жалею, что несерьезно относился к образованию, когда учился в колледже. Вместо того чтобы думать о будущем, я слишком много времени тратил на сиюминутные удовольствия».
Люди, рассуждающие подобным образом, считают, что прежние ошибки подорвали фундамент всей их жизни и стали базой для накопления дальнейших неудач. За такими умозаключениями стоит мощная потребность в стабильности, определенности, сберегании ресурсов. Избежать этих сожалений, по мнению автора исследования, можно, если думать наперед и сознательно упорно трудиться.
Вторая категория — сожаления о бездействии («Если бы я только рискнул!»).
«Мне жаль, что я не осуществила свою мечту и не получила образование в выбранной мною области, а поступила туда, куда хотел отец, — и потом бросила учебу».
Мы горюем об упущенных возможностях, даже осознавая, что не имели гарантий успеха. Причем сожаления тем многочисленнее, чем более широкий спектр упущенных возможностей видит для себя человек. Поэтому чаще всего раскаиваются в бездействии люди с вузовским дипломом и высоким уровнем дохода. С образованием чаще всего связаны сожаления тех, кто начал получать его, но не закончил, то есть не использовал уже открывшуюся возможность. Скрывающаяся за этими эмоциями человеческая потребность — рост и развитие. Урок, который преподносят такие мысли, прост: надо чаще идти на риск и пробовать новое.
Такие же советы дает по итогам своего исследования Томас Гилович: чтобы свести сожаления к минимуму, надо упорно, не оглядываясь, идти к своим высоким целям. «Мы не становимся идеальной версией себя, как правило, из-за бездействия, — пишет Гилович. — А потом говорим: «Я растратил время непонятно на что и так и не научился программировать или играть на музыкальном инструменте».